Несмотря на то, что этноним Калмыки (Хальмгуд) утвердился даже среди монгол, распространился он сравнительно недавно. Еще до середины 20 века калмыки в основном использовали для своего этнического определения названия племен к которым относились - хошуты, торгоуты, дербеты.
Сами же калмыки для определения своего общенациональной принадлежности раньше использовали только этноним - Ойрат (ойрот). То есть причисляли себя к исторической сообщности западных монгол.
Этноним калмыки (в переводе - остатки) не является коренным для этого ойратского народа. Можно сказать даже, что в 17 веке предки современных калмыков сильно бы удивились если бы услышали что их так называют, используя чуждый им тюркский язык. Так их называли ногайцы, казахи, башкиры и узбеки, которые очень удивлялись как калмыки (ойраты, кочевавшие в Средней Азии) умудрились остаться буддистами, проживая среди мусульманского населения.
Халха-монголы называют всех ойратов - Олётами. По этнониму коренного племени, которое стало родоначальником всех ойратских племен (олёты и сейчас проживают в Кобдо Монголии).
Китайцы называют их Вало. То есть также как и халхасцы Олётами (видно прочтение иероглифа разное только).
Европейские ученые-лингвисты считают что этимология этнонима "ойрот" идет от монгольского слова "ойр" - близкий или союзник. Дожи Банзаров считал, что этноним происходит от словосочетания "ойн-йрген" то есть "лесной народ".
Калмыцкий лингвист Николай Надбитович Убушаев считает, что "ойрат" имеет тотемное происхождение в значении "волк".
Первые упоминания ойратов имеется в «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина и «Тайной истории монголов» Персидский историк сообщал, что «юртом и местопребыванием этих ойратских племен было Восьмиречье [СекизМурэн]... Из этого места вытекают реки, [потом] все вместе соединяются и становятся рекой, которую называют Кэм; последняя впадает в реку Анкара-мурэн» - монография В.Терентьева ОЙРАТЫ: ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТОНИМА И КОНТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭТНОИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ
После образования первого государства ойратов Дербен-Ойрат в 1399 году его основу составляли Торгоуты, Чоросы, Дорводы (Дербеты), Хошууды.
В ходе многовековой активной политической жизни (особенно в период Джунгарского ханства) от ойратского государства остались многочисленные родовые и племенные группы, которые влились в состав монголов и составляют основное население Западной Монголии.
Это: дөрвөд (75403 чел.); баяд (56573 чел.); захчин (32845 чел.); урианхай (26654 чел.); өөлд (15520 чел.); торгууд (14176 чел.); хотон (11304 чел.); мянгад (6592 чел.); хошууд (183 чел.); хойд (5000 чел.); тува (5169 чел.)
Некоторые из этих групп имеют тюркское происхождение как тува и хотоны.
Также к ойратам можно отнести алтайцев, которые до революции 1917 года называли себя "ойратами", хотя и являются тюрками. Среди алтайцев бытуют предания о времени, когда правил могущественный Ойрот-хан. И образ этого хана далеко не враждебный для алтайцев.
Но самой крупной общностью среди ойратов остаются калмыки. Они же единственные из ойратов, кто имеет собственное государственное образование.
Сам этноним "Ойрат" в современной монгольской политической действительности не употребляется. Ойраты считаются частью монгольского народа и выделяются только географически как западные монголы.
Таким образом можно констатировать, что Ойраты сейчас это только этноисторический термин, который уже не служит объединительным символом для западных монголов как было раньше. В то же время на взгляд автора этнические процессы среди потомков ойратов идут весьма активно и они стремятся к осознанию своего исторического прошлого как отдельной части монголов.