Найти в Дзене
История и культура Евразии

Ойратская общность и калмыцкая нация - история и перспективы развития

Оглавление

Несмотря на то, что этноним Калмыки (Хальмгуд) утвердился даже среди монгол, распространился он сравнительно недавно. Еще до середины 20 века калмыки в основном использовали для своего этнического определения названия племен к которым относились - хошуты, торгоуты, дербеты.

Сами же калмыки для определения своего общенациональной принадлежности раньше использовали только этноним - Ойрат (ойрот). То есть причисляли себя к исторической сообщности западных монгол.

Этноним калмыки (в переводе - остатки) не является коренным для этого ойратского народа. Можно сказать даже, что в 17 веке предки современных калмыков сильно бы удивились если бы услышали что их так называют, используя чуждый им тюркский язык. Так их называли ногайцы, казахи, башкиры и узбеки, которые очень удивлялись как калмыки (ойраты, кочевавшие в Средней Азии) умудрились остаться буддистами, проживая среди мусульманского населения.

Халха-монголы называют всех ойратов - Олётами. По этнониму коренного племени, которое стало родоначальником всех ойратских племен (олёты и сейчас проживают в Кобдо Монголии).

Олёты
Олёты

Китайцы называют их Вало. То есть также как и халхасцы Олётами (видно прочтение иероглифа разное только).

Европейские ученые-лингвисты считают что этимология этнонима "ойрот" идет от монгольского слова "ойр" - близкий или союзник. Дожи Банзаров считал, что этноним происходит от словосочетания "ойн-йрген" то есть "лесной народ".

Доржи́ Банза́ров (бур. Банзарай Доржо) (ок. 1822, Кутетуевский улус, Селенгинская степная дума, Забайкальская область, ныне Джидинский район Бурятии — 1855, Иркутск) — первый бурятский учёный, получивший высшее образование западного образца. Известен рядом важных монголоведческих трудов.
Доржи́ Банза́ров (бур. Банзарай Доржо) (ок. 1822, Кутетуевский улус, Селенгинская степная дума, Забайкальская область, ныне Джидинский район Бурятии — 1855, Иркутск) — первый бурятский учёный, получивший высшее образование западного образца. Известен рядом важных монголоведческих трудов.

Калмыцкий лингвист Николай Надбитович Убушаев считает, что "ойрат" имеет тотемное происхождение в значении "волк".

-3
Первые упоминания ойратов имеется в «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина и «Тайной истории монголов» Персидский историк сообщал, что «юртом и местопребыванием этих ойратских племен было Восьмиречье [СекизМурэн]... Из этого места вытекают реки, [потом] все вместе соединяются и становятся рекой, которую называют Кэм; последняя впадает в реку Анкара-мурэн» - монография В.Терентьева ОЙРАТЫ: ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТОНИМА И КОНТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭТНОИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ

После образования первого государства ойратов Дербен-Ойрат в 1399 году его основу составляли Торгоуты, Чоросы, Дорводы (Дербеты), Хошууды.

В ходе многовековой активной политической жизни (особенно в период Джунгарского ханства) от ойратского государства остались многочисленные родовые и племенные группы, которые влились в состав монголов и составляют основное население Западной Монголии.

Это: дөрвөд (75403 чел.); баяд (56573 чел.); захчин (32845 чел.); урианхай (26654 чел.); өөлд (15520 чел.); торгууд (14176 чел.); хотон (11304 чел.); мянгад (6592 чел.); хошууд (183 чел.); хойд (5000 чел.); тува (5169 чел.)
-4

Некоторые из этих групп имеют тюркское происхождение как тува и хотоны.

Также к ойратам можно отнести алтайцев, которые до революции 1917 года называли себя "ойратами", хотя и являются тюрками. Среди алтайцев бытуют предания о времени, когда правил могущественный Ойрот-хан. И образ этого хана далеко не враждебный для алтайцев.

Но самой крупной общностью среди ойратов остаются калмыки. Они же единственные из ойратов, кто имеет собственное государственное образование.

-5

Сам этноним "Ойрат" в современной монгольской политической действительности не употребляется. Ойраты считаются частью монгольского народа и выделяются только географически как западные монголы.

Таким образом можно констатировать, что Ойраты сейчас это только этноисторический термин, который уже не служит объединительным символом для западных монголов как было раньше. В то же время на взгляд автора этнические процессы среди потомков ойратов идут весьма активно и они стремятся к осознанию своего исторического прошлого как отдельной части монголов.

При этом ойраты исторически были объединением не только монгольских, но и тюркских племен, что их и отличает от халхасцев. Идея тюрко-монгольской сообщности (довольно эффективным результатом которого было Джунгарское ханство) до сих пор жива и волнует умы многих. И эта идея еще может прорости в самосознании потомков кочевых народов.