Найти в Дзене
Блогер ИКС

Как Брежнев обманул самого себя и всю страну, сделав ставку на нефть.

Бюджет и цены в российских магазинах следуют за мировыми ценами на нефть, как нитка за иголкой. Постараемся рассмотреть эту проблему с богатой историей лаконично, вдумчиво, и чтоб было не очень скучно. В конце 19 века лошади и работающие на угле машины сохраняли свое господство. Нефть еще не нашла столь широкого применения. Хотя довольно быстрыми темпами велась разработка месторождений близ Баку, доля нефти во внешней торговле России оставалась ничтожной. До большевистской революции около 60% всего экспорта составляли так называемые Жизненные припасы, то есть продовольственные товары, и в первую очередь зерно. Около трети объемов приходилось на "сырые и полуобработанные материалы", к которым относились руды, пушнина, лен и т.п. Российская империя, кстати как и СССР, в большей степени вывозила необработанное сырье. Экспортировали, например, льняное волокно, но не ткани. Потом изделия из российского сырья могли возвращаться в Россию уже в составе более дорогих изделий. В целом, идея про

Бюджет и цены в российских магазинах следуют за мировыми ценами на нефть, как нитка за иголкой. Постараемся рассмотреть эту проблему с богатой историей лаконично, вдумчиво, и чтоб было не очень скучно.

Леонид Ильич встречает гостей из соц стран, на долю которых к концу его правления приходилось почти 3/4 объема всей советской внешней торговли
Леонид Ильич встречает гостей из соц стран, на долю которых к концу его правления приходилось почти 3/4 объема всей советской внешней торговли

В конце 19 века лошади и работающие на угле машины сохраняли свое господство. Нефть еще не нашла столь широкого применения. Хотя довольно быстрыми темпами велась разработка месторождений близ Баку, доля нефти во внешней торговле России оставалась ничтожной. До большевистской революции около 60% всего экспорта составляли так называемые Жизненные припасы, то есть продовольственные товары, и в первую очередь зерно.

Около трети объемов приходилось на "сырые и полуобработанные материалы", к которым относились руды, пушнина, лен и т.п. Российская империя, кстати как и СССР, в большей степени вывозила необработанное сырье. Экспортировали, например, льняное волокно, но не ткани. Потом изделия из российского сырья могли возвращаться в Россию уже в составе более дорогих изделий. В целом, идея продавать за рубеж сырье вместо готовой продукции появилась задолго до Брежнева, ему оставалось лишь подхватить ее.

Сталинская индустриализация и не продуманная политика коллективизации в СССР привели к падению продовольственного экспорта на 30% с лишним по сравнению с 1913 г., при этом 15% продовольствия в 1940 г. СССР закупал за рубежом.

Вывоз зерна резко возрос к концу 1940-х годов, но связано это было исключительно с политическими мотивами. Зерно поставляли в страны, заявившие о желании строить социализм, хотя в самом Советском Союзе вводились продовольственные карточки. 1946 и 1947 годы выдались неурожайными, что вызвало продовольственный кризис в стране. То есть обеспечение лояльности новых союзников оказалось для Сталина важнее собственного голодающего населения.

Была заложена экономическая модель, которая в итоге вышла боком самому СССР. К началу правления Горбачева 67% советского товарооборота приходилось на долю весьма ограниченного круга соц. стран, входивших в СЭВ. Но даже среди самих этих стран просматривалось явное преобладание тройки: Чехословакия, ГДР и Польша. С уходом данных стран из орбиты советского влияния в 1980-х годах вся прежняя экономическая модель стала рассыпаться, как карточный домик.

Не оправдались и надежды советского руководства на нефть. К 1985 г. нефть и газ составляли уже 52% всего экспорта. Для сравнения, в 1950 г. эта цифра составляла всего 3,9%. Явный перекос в сторону нефтяной промышленности обозначился именно при Брежневе. Разведка новых богатых месторождений в Западной Сибири, очевидно, зародила у генсека мечту на решение экономических проблем легким и быстрым способом, то есть путем увеличения объемов добычи "черного золота" и его продажи на Запад за зеленые купюры. Что сказать, мечтам не суждено было сбыться. Леонид Ильич в итоге обманул самого себя и всю страну, сделав ставку на нефть и прочее углеводородное сырье.

Добыча нефти и ее экспорт тем временем продолжали расти на фоне падения продаж за рубежом советского оборудования, зерна и металлов. Если в первые годы правления Брежнева оборудование и металлы составляли 41% экспорта СССР, то к 1980 г. только лишь 23,6%, а доля зерна в экспорте за период развитого социализма снизилась с 8,4% в 1970 до 1,9% в 1980 г. Так началось безраздельное господство нефти в национальной экономике, а курс рубля и благосостояние советских граждан стали заложниками изменчивых цен на углеводороды.

И эта проблема аукается до сих пор. Рубль в точности повторяет виражи нефтяных котировок на мировом рынке. По данным Росстата, в 2019 г. экспорт российской нефти вырос по сравнению с годом предыдущим на 2,7%. Продукция нефтегазового сектора дошла до 46,3% от общего объема экспорта России. Металлы заняли вторую строчку по объемам зарубежных продаж, но это только 9,4% экспорта. На долю остальных товаров приходится еще меньше. Как говорится, ощутите разницу.

От далеко идущих выводов я, пожалуй, воздержусь. Цифры официальной статистики говорят сами за себя.