Найти тему
Такое вот кино

Отношения между чиновниками и художниками в СССР на примере сериала "Березка"

Большой плюс сериала "Березка", который повторно прошел на телеканале "Россия-1" - реалистичный показ действительности последнего десятилетия Советского Союза.

А именно: на примере именитого ансамбля и людей в нем и вокруг него мы видим дрейф из состояния устойчивости к шатаниям в разные стороны, попытки сменить традиции на стиль "а ля рюс", появление крыс, подгрызающих общий корабль, замена профессионалов ловкачами, торжество хама и наивность тогдашней интеллигенции, не понимающей "куда несет нас рок событий".

Особо интересно наблюдать за "кухней" творчества и судьбой руководителя выдающегося ансамбля (в фильме - Надежда Светлова в исполнении Лидии Вележевой) и ее противостоянию интригам со стороны некоторых деятелей советского минкульта.

Отступление.

Сейчас многие художники жалятся, что зажимали, мол, их творчество в СССР, не давали развернуться. Вот, например, Андрей Макаревич пытается нам внушить, что его при Союзе творчески третировали, минкульт вставлял ему палки в колеса и чуть ли не запрещал. Этими своими откровениями Андрей Вадимович вводит в ступор своих поклонников, близких ему по возрасту. Потому как они помнят феерические концерты "Машины" в 1980-х по всей стране, на которые было не пробиться, а также съемки группы в популярном музыкальном фильме "Душа" с самой Софией Ротару в главной роли. А она была в то время чуть ли не официальном голосом патриотической части советской эстрады. Вот уж душили так душили свободного художника! А из мемуаров Подгородецкого "Машина с евреями" мы вообще узнаем, что группа Макаревича зарабатывала в СССР столько, сколько они не могли потратить, как ни старались. Вот такое "душилово".

Но вернемся к "Березке".

Мы видим, что отношения талантливой Светловой и представителей министерства культуры складываются непросто. Руководитель "Березки" фанатично предана народному танцу, она смогла создать выдающуюся творческую единицу со своим лицом и почерком.

Эта женщина никогда не прогибается "под изменчивый мир" (в отличие от исполнителя этих строк, ха-ха!), а отстаивает свои принципы и правоту всеми способами.
Эта женщина никогда не прогибается "под изменчивый мир" (в отличие от исполнителя этих строк, ха-ха!), а отстаивает свои принципы и правоту всеми способами.

Упоминается бывший министр культуры Фурцева, как подруга Светловой. Кстати, Екатерина Фурцева, на мой взгляд,была выдающимя министром культуры. Она любила творческих людей и много про них понимала. Немалому числу художников помогла.

Послефурцевский период в минкульте характеризовался, как и во всей советской управленческой системе, снижением качества кадров. И вот нам показывают молодого карьериста Миронова (прекрасная работа артиста Марка Богатырева!) , которого поставили на кураторство "Березки" и который сходу пытается не то чтобы подмять под себя руководителя ансамбля, но выстроить с ней иерархические отношения, где он - главный. Пусть даже он - передаточное звено решений вышестоящего начальства.

Чиновник Минкульта Миронов - из новой когорты управленцев 80-х, эактивный карьерист и приспособленец
Чиновник Минкульта Миронов - из новой когорты управленцев 80-х, эактивный карьерист и приспособленец

И что ж мы видим? А видим попытки Миронова и его начальников поставить Светлову "в стойло" заканчиваются фиаско! Т.е., в СССР не обязательно было подчиняться решениям чиновников и даже министров, если у художника иное видение ситуации. А можно было спорить, отстаивать свою точку зрения, причем без интриг и давления со стороны авторитетных знакомых. Не раз и не два Светлова отказывается от услуг куратора из КГБ, предлагающей ей организовать беседу с кем надо при возникновении трений с "министерскими".

И никто за это никого в тюрьму не садил и от работы не отстранял! Даже жалкие попытки заменить "Березку" на гастролях в Испанию на другой ансамбль не прокатили!

Должна сказать. что в фильме присутствует как бы конкурент "Березки" - некий ансамбль танца Бориса Евсеева, с которым у минкультовских чинуш прекрасные отношения и которого они толкают вперед и ставят в пример Светловой. Я полагаю, что это намек на ансамбль Игоря Моисеева, судя по показываемым кусочкам танцев.

Надеюсь эта вставка в сериал про конкуренцию была у авторов фильма не всерьез, потому что реальный ансамбль Игоря Моисеева - не конкурент "Березки", у них абсолютно разные стили и направления. И сравнивать их некорректно. Моисеевцы исполняют танцы народов мира, хотя у них есть мощный русский блок. Моисеев создал свою уникальную школу, и первый стал перерабатывать народные танцы в сценические, при этом бережно сохраняя характер народа.

Ансамбль Игоря Моисеева исполняет "Сиртаки"
Ансамбль Игоря Моисеева исполняет "Сиртаки"

"Березка" же исполняет только русские танцы. Реальная создательница ансамбля - Надежда Надеждина фактически продолжила линию Моисеева в переносе на сцену танцев "от земли". Взяв за основу хоровод северных областей исторической России, она создала знаменитый плывущий/летящий шаг, от которого приходит в изумление весь мир.

Когда я училась на хореографа, пробовали мы с девочками это шаг. Нужны очень-очень сильные ноги!

И именно разнообразные хороводы с хитроумным переплетением танцевальных узоров до сих пор являются визитной карточкой ансамбля "Березка". Кроме того, Надеждина сумела привить своим танцорам высокий уровень сценической культуры, преданность делу и особый стиль взаимоотношений внутри ансамбля, и это упоминается в фильме.

Ну так вернемся к взаимоотношениям чиновник-художник в Советском Союзе.

Сериал "Березка" уже хорош тем, что показывает нам путь настоящего таланта. Те, кто ставит на сиюминутные интересы, по итогу проигрывают и остаются у разбитого корыта. А вот те, которые не размениваются на мелочи, идут по жизни мимо интриг, сплетен, не реагируют на сиюминутные колебания власти - поднимаются еще выше.

Надежда Светлова даже на разгромную статью в "Правде" не обращает внимания - хотя это очень серьезный знак, после которого тогда следовало отстранение и опала! - и своей ученице не советует этого делать, иначе не хватит сил и времени на настоящее - на творчество, на ансамбль!

И мы видим, как карьерист Миронов из противника Светловой постепенно превращается в ее...нет, не друга, но он начинает что-то понимать. На конкурсе во время исполнения щемящего номера "Журавли" в исполнении "Березки"люди в зале плачут, эта постановка пробивает даже циника и карьериста Миронова.

Что по-настоящему ранит Светлову - это когда ее детище отдают в руки человека, не сведущего в русской культуре. Она видит появление того, что она не терпит на сцене - псевдорусского стиля с балалайками, медведями и громким "ха!" в конце. И публике этот балаган нравится!

-5

Мы увидим е уход Светловой из ансамбля, и работу танцоров в лихорадочные времена начинающейся коммерциализации. Финансовые трудности коллектива и появление псевдо-"Березок", эксплуатирующих славу выдающегося русского ансамбля. Перед нами мелькают жулики, успевающие делать деньги на "Березке".

В сериале играет Михаил Ефремов. как всегда -  ловкача и мелкого жулика.
В сериале играет Михаил Ефремов. как всегда - ловкача и мелкого жулика.

Кстати, в фильме показан эпизод из жизни реальной "Березки" - лишение коллектива их танцевальной базы. Здание бывшей церкви было преобразовано то ли в 1930-е, то ли в 1940-е под светские нужды и после отдано "Березке". Там помещались репетиционные залы для танца и оркестра, громадная костюмерная, реквизиторские, раздевалки для артистов и кабинеты для руководства. При Ельцине по моде того времени бывший собор отдали РПЦ, а ансамбль выставили на улицу. И до 2006 года они мыкались где придется! Пока Путин личным указом не ввел их в подчинение Управделами Президента Российской Федерации и не отдал им в оперативное управление бывший особняк Морозова.

Сериал завершается 1991 годом, когда ансамбль стоит на грани распада, как и вся страна. Один из наивных героев фильма бежит к Белому дому...

В эпилоге неам покажут сохранившуюся до наших дней "Березку" и ее нового руководителя, продолжающего традиции Светловой. Настоящее искусство проходит сквозь огонь и воду. А человек по-настоящему творческий не хает время и страну, не ноет, а несет свое горящее сердце как Данко, освещая все вокруг.

Именно поэтому "Березка", ансамбль Игоря Моисеева, Хор Пятницкого творили и при Сталине, и при Брежневе, и сейчас они держат творческую высоту на прежнем уровне. ЗОЛОТО НЕ РЖАВЕЕТ!

P.S. Фильм "Березка" сделан очень профессионально и качественно. Хочу отметить работу художника по костюмам. Посмотрите, с какой любовью и вкусом создавались костюмы для Светловой-Вележевой.

-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13

Читать еще:

Сериал "Березка" - сто пудов любви

Сериал, который затянул

Пять патриотических российских фильмов, за которые не стыдно

"Ненастье" - первый правдивый сериал о 90-х