А не начать ли мне утречко с "Метаморфоз"? Увлекся я тут античной литературой. Спится под нее хорошо. Это пожалуй единственная причина, которую не страшно обозначить. Да не помню я почему начал слушать этот шедевр древнего мира.
Оказывается этих самых "Метаморфоз" - двое (две? Два?). От Овидия и от Апулея. Идентичность названия вносит некоторую путаницу, но речь идет о двух принципиально разных трудах. У Овидия серьезный мифологическо-исторический фолиант написанный тяжелым "древним" языком. Собраны там мифы от сотворения Мира. Своего рода Завет Древнего мира. А у Апулея - первый (похоже) водевиль в мире: история как некий гражданин болтается по свету и попадает в разные приключения. С мистической начинкой разумеется. В частности, стащив у одной знакомой ведьмы мазь для превращения в птицу он превращается в осла. Перепутал впопыхах снадобье). Даже не он перепутал, а его подружка - долго рассказывать. Короче, год он был вынужден провести в таком обличии. Читается материал легко, как современная поп-литература. Очень популярное чтиво было вплоть по раннее средневековье. Поговаривают, что и большие церковные деятели не стеснялись просвещаться несмотря на массу эротических сцен.
Хотя чего им было стесняться? В первых "Метаморфозах" (которые Овидия. Публия Овидия Назона - если полностью) что ни миф, то про то как очередной бог домогается очередной нимфы или смертной.
Запомнил про первую несчастную любовь Аполлона. Обидел он как-то Гименея. Тот из лука его хотел пострелять, а этот только посмеялся над ним (Гименей же выглядит как дитя, да и лук у него - маленький, детский). Гименей в отместку и пустил пару стрел - одну за любовь в своего насмешника, вторую - с боязнью любви - в Дафну (девушку соответственно).
И вот преследует первый вторую, а та бежит от него со всех ног. И почти настиг, но взмолилась та своему отцу (а он Бог крутой речной какой-то) и превратил ее родитель в дерево. Отметим, что у греков и римлян почему-то эти обращения были как правило необратимы. Т.е. это навсегда. Не снимался сглаз-то тогда. И вот обнимает Аполлон свою на глазах превращающуюся в дерево любовь и горько оплакивает судьбу.
А? Каков замысел! Дафна, кстати, в лавр превратилась. Так что теперь вам есть чего вспомнить приправляя борщ этой пряностью.
Да, жены богов весьма сурово расправлялись с любовницами мужей. То тоже в дерево превратят, то в медведицу, то в корову. Навсегда превратят, до конца жизни. Вот так-то. Мужья, правда, сами по себе ничего не огребали кроме скандала и битья небесных тарелок. Ну а что с ними сделаешь? Они же Боги, т.е. бессмертные🙂.
Позабавило вот еще что: у богов прозвища были. Нам сейчас они ничего не говорят, но видимо за ними какие-то юморные истории стоят. Раз прозвища. Того же Аполлона в народе прозывали еще Пеан. Может выпить любил - кто ж теперь знает. Из-за большого количества обозначений одного и того же разными словами эту литературу крайне сложно воспринимать на слух. Чтобы что-то понимать нужны поясняющие сноски постоянно. Того же Аполлона еще и Фэбом часто называли. Также он мог скрываться под обозначением "Делиец" (ну здесь понятно - родился на острове Делос). В общем, у греков и римлян с богами вполне себе приятельские отношения были.
Сегодня я тоже в мире со всем миром. В планах - стрижка (наконец!) и ресторан. Я доволен прошедшей неделей, доволен собой. Самое время органично влиться в стройный строй отдыхающих. Всем пис!🙂
UPD: кстати, этот серьезнейший Публий Овидий Назон известен стал в немалой степени благодаря труду "Наука о любви". Где рассказывал как сооблазнить девушку. Видимо получив по голове от слабой части дописал еще часть - как девушке сооблазнить мужчину. И вот все вроде отлично сложилось, но тут император за сей неприличный труд отправил распутника в ссылку. Там тот и завершил "Метаморфозы". Видимо чтобы перед императором реабилитироваться. Кино и помидоры, короче, эти древняя Греция и Рим😂.