Париж, пожалуй, один из самых снимаемых городов за пределами США. Фильмы, действия которых происходят здесь, объединяет образ Эйфелевой башни – она дает понять, где находятся герои, и помогает создать живописный вид. Эти функции возлагаются и на другие дестинации французской столицы в кадре, однако нередко их роль состоит в чем-то еще. Например, регулярно появляющийся в кино Лувр часто не только указывает на город, где велись съемки, и добавляет ему эстетики. Музей также становится местом, где случаются военные события, раскрываются древние тайны и ставятся мировые рекорды. О самых ярких перевоплощениях Лувра в фильмах – в нашем обзоре.
Одна из первых картин, в которой Лувр послужил местом действия, – «Посторонние», или «Банда аутсайдеров», – криминальная драма-нуар Жана-Люка Годара, вышедшая в 1964 году. Главные герои – два молодых человека и девушка, – запланировав грядущей ночью совершить преступление, решают развлечься и выбирают для этого Лувр. Их цель – побить рекорд американского туриста, обежавшего весь дворец за 9 минут 45 секунд. Миссия была выполнена: персонажи завершили марафон на две секунды быстрее. Пробежка по музею стала одним из самых эффектных моментов «Посторонних» и была воссоздана уже в современном кинематографе.
Это произошло в эротической драме Бернардо Бертолуччи «Мечтатели» (2003). Главные действующие лица – такая же троица – сближаются благодаря любви к кино и часто разыгрывают друг перед другом сцены из фильмов, которые активно цитируются режиссером. Однажды герои решают повторить забег из «Посторонних» и заодно превзойти в нем предшественников с экрана. Рекорд обновился и в этот раз – предыдущий оказался побит на 15 секунд.
На этом результате, впрочем, прогресс не остановился и продолжился уже в реальности. Знаменитую пробежку неоднократно делали частью перформансов, автор одного из которых сдвинул персонажей «Мечтателей» с пьедестала почета, справившись с заданием на 14 секунд скорее – за 9 мин 14 секунд. Идею посещения музея за максимально короткое время подхватили в галерее Тейт, в которой в течение нескольких месяцев всем желающим было разрешено посоревноваться друг с другом в скорости.
Если в обозначенных фильмах Лувр – далеко не самое важное место действия, то в «Коде да Винчи», триллере Рона Ховарда (2006), снятом по одноименному роману Дэна Брауна, именно здесь происходят завязка и развязка истории. В музее случается самоубийство, тайну которого предстоит разгадать героям, тут же они в итоге и находят ответы на свои вопросы, проделав, однако, перед этим долгое путешествие. Образ Лувра подчиняется законам жанра: в фильме музей и его экспонаты полны секретов и как бы выплывают из мрака, пронзаемом светом фонаря.
Мистическая атмосфера царит в Лувре и в фантастическом фильме Люка Бессона «Необычайные приключения Адель» (2010). Главная героиня проникает в ночной музей со спутником, ожившей мумией, где тот воскрешает экспонаты, которыми стали его древние друзья. Они, прибегнув к своим врачебным практикам, помогают Адель спасти сестру, выведя ее из пятилетнего забвения. Но, несмотря на творимое в Лувре волшебство, в фильме музей предстает прежде всего как крупный культурный центр и в этом смысле не отходит от своей основной роли.
Подобным образом Лувр изображен и в драме «Франкофония» Александра Сокурова (2015). В игровой части фильма коллекция музея – предмет конфликта между Францией и фашистами. Лувр олицетворяет культурное наследие всей страны, и создается впечатление, что, отдав врагам все, что хранится в музее, нация лишится немалой доли того, чем может гордиться. Судьба собрания решается непосредственно в стенах дворца, поэтому он становится и основным местом действия.
В документальных фрагментах «Франкофонии» режиссер обращается к каждому из зрителей и приглашает их к совместным размышлениям о событиях, которые развиваются параллельно авторской мысли. Происходящее в Лувре в конце концов наталкивает Сокурова на рассуждения о том, стоит ли за спасение произведений искусства отдать человеческую жизнь и корректно ли вообще сравнивать, что из этого более ценно? Так музей становится отправной точкой для философских изысканий режиссера и тех, кто сидит по другую сторону экрана.
В фильмах Лувр часто оставляет привычный образ и предстает в неведомых нам амплуа. Возможно, так авторы хотят напомнить об истории музея и его экспонатов, а может, стремятся показать, что многие вещи не так однозначны, как мы их воспринимаем.
Анна Знаменская