Найти тему

Собеседования, часть 1. Женский взгляд + жизненно важные советы для успешного поиска работы.

Символично!
Символично!

Кристина, соавтор блога, делится своим опытом поиска "работы мечты".

 

Исходя из своего относительно небольшого опыта в работе, могу сказать, что я продвинутый ходок собеседований. Общий стаж работы 5 лет и за первые три рабочих года я посетила 17 интервью. Конечно, большинство из них было чистой воды профанацией и логично, что мой мозг пожелал стереть подробные данные о посещении этих мест, но на ошибках учатся, поэтому приглашаю ознакомиться с моим кратким резюме о том:

- какие сотрудники HR выдрессированные; 

- какие бывают потенциальные руководители, жаждущие найти работника, готового за пять копеек мыть полы в конце рабочего дня;

- какие вопросы задаются соискателям.

 

Решив, что мне надоело работать в компании, где мне не светит ничего, кроме ежемесячных вызовов «на ковёр», за неправильно оформленную презентацию для руководителей высшего звена (например забыла выделить жирным шрифтом, то что оказывается нужно выделить в голове моего руководителя) я решила, что пора мне прощаться с данным крейсером.

Я считала, что найти новую работу и чинно покинуть нынешнее место обитания для меня вопрос решенный! Ведь я желанный и лакомый сотрудник для любого работодателя. Быстро учусь, хорошо знаю программы, владею одной из самых популярных ERP систем. Только одно «НО», это знала только я и это моя первая ошибка, а также повод задуматься для вас 😌.

К сожалению, оказалось, что я не умею красиво и вкусно преподнести вышеизложенные характеристики. У меня не получалось пройти собеседование так, чтобы не спугнуть потенциального работодателя, а надо ведь наоборот, завлечь, заставить думать, что лучше меня уже не будет и вынудить заветный «офер» именно мне.

Хотелось бы внести ясность, что искала я работу в других сферах, а не в той, что имела опыт. Мой опыт распространялся на финансы, а они мне надоели.

Первые собеседования и первые провалы.

 

Я была скована, очень мало себя хвалила, отвечала довольно несвязно и в каждом вопросе чувствовала подвох. Зачем-то начинала оправдываться, будто пришла на зачет и не выучила предмет. Мои собеседования были в разных частях Москвы, но я воспринимала это положительно, так как думала, что надо выходить за рамки комфорта, чтобы найти что-то стоящее. Из раза в раз вопросы от представителей HR и непосредственных руководителей были однотипные:

- почему хотите сменить место работы; 

- кем видите себя через 5 лет; 

- с какими стрессовыми ситуациями вы сталкивались и как из них выходили; 

- ваши достижения; 

- ваши провалы. 

Ответы на данные вопросы я никогда заранее не готовила, хотя знала, что они будут. Отвечала по наитию, как чувствовала себя в этой обстановке в тот момент. Вот и вторая ошибка подъехала — всегда нужно тщательно обдумать эти вопросы! И пусть они кажутся такими бесполезными, но если их задают, то какой-то смысл в них есть, однозначно. Как-то в одной обувной Итальянской компании, руководитель маркетингового отдела спросил меня, о том какие последние три книги я прочитала. Внутри себя я испытала позор и у меня случился ступор, я никак не ожидала этого вопроса. У меня очень плохо с памятью и я плохо запоминаю названия книг и тем более, в особенности, еслия читала их полгода назад, так как свободного времени на чтение у меня не особо много и я то и дело сижу на работе либо хожу на собеседования. Помню, что я немного слукавила, сказав, что читаю игру престолов. В то время я смотрела сериал и сюжет я помнила хорошо. Тогда я выкрутилась, как смогла, не хотела показаться в плохом для себя свете. И также у меня было одно-два собеседования на десять минут с HR, где я сразу понимала, что мне не позвонят. Как правило, собеседования меньше двадцати минут дают гарантию того, что вы не заинтересовали нанимателя. Ну и ладно, подумала я, меня эта кофейная компания также совсем не интересовала.

Было и очень неоднозначное собеседование, где начальник пытался окунуть меня в стрессовую ситуацию и начинал давить (типичная Российская компания, где, как правило, мало корпоративной этики, нет ценностей и хамские разговоры между коллегами), но мы друг другу сразу не подошли и мне пришлось, в силу своего воспитания, ждать, пока начальник закончит этот цирк. Я выжидала момента, чтобы покинуть здание, параллельно, стараясь отвечать на заданные вопросы. Все же вакансия в отделе закупок в одной из сетей гипермаркетов очень уж заинтересовала меня. А также была на собеседовании одновременно с четырьмя сотрудниками из разных отделов. Интересный опыт дала мне тогда немецкая сеть гипермаркетов. Такого больше не повторялось. 

На одно из собеседований я возлагала большие надежды, так как вакансия мне очень приглянулась. Компания, в которой я хотела бы работать, была связана с индустрией моды, ее месторасположение — это офисный центр Москва-Сити. Все было прекрасно, руководитель, на первый взгляд, казалась замечательной, но вдруг она решила перейти на английский язык. Мой английский был не готов к этой неожиданности, о которой меня не предупреждала милая девушка, приглашавшая на собеседование. Соответственно своему характеру я начала волноваться. По итогу мне не позвонили. 

Достаточное количество раз меня тестировали на предмет знания эксель. От простых формул, до создания макросов. Я встречала такое и в фармацевтических компаниях, и в финансовых организациях, и на собеседованиях у сотовых операторов. Иногда у меня получалось сдать тесты, а иногда нет. Но этого определенно стоит ожидать, если в резюме вы указали что являетесь продвинутым пользователем Майкрософт офис. 

Как и писала выше, большинство работодателей хотели от меня всё, и знания, и отдачу, и готовность сидеть на работе свыше стандартного рабочего дня. Отчаявшись, я соглашалась ходить на собеседования в компании, явно ниже моих знаний. Думала, лишь бы поскорее уйти в другое русло из компании, в которой работать не хотелось с каждой минутой все сильнее и сильнее. Я была на одном из собеседований, где в названии вакансии было слово «помощник». Меня явно коробило, но компания, как работодатель, показалась мне достойной, где есть место мне и моему дальнейшему развитию.(прим. это была компания, на чьей платформе вы читаете этот текст). Началось собеседование и меня прогнали по специфике вакансии от А до Я. Они задавали абсолютно все вопросы по теме, сильно интересовались личной жизнью, планирую ли семью, планирую ли продвижения по карьерной лестнице. Собеседование длилось больше часа, очень интенсивное и живое общение, но ответа, к сожалению, я так и не получила. Вывод: никогда не идите на вакансию, которая вам неинтересна.

Далее несколько собеседований в фармацевтических компаниях, где я все так же старалась уйти от специфики, где работала и изучать что-то новое, новые структурные подразделения. Но увы, никому не интересно обучать человека и платить за это деньги. Неудачи шли за неудачей, я начала анализировать в чем дело. Я перестала откликаться на любое предложение и начала отметать то, что мне неинтересно, а также то, что неудобно в любых аспектах: транспортная доступность, время проведённое в пути и т. д. Стала избирательно ходить на встречи, больше цели ходить на бесконечные собеседования просто ради опыта у меня не было. 

 

Все самые важные итоги в своей голове я подвела и структурирую их вам:

-искать интересные вакансии в сфере, где имеете опыт;

-искатьиностранные компании, в которых есть ценности, где присутствует корпоративная этика, где нет фамильярности;

-четко продумывать ответы на самые часто задаваемые вопросы, понимать и не обесценивать их важность;

-разбираться в теме, -разбираться в каждом пункте предложенной вакансии, изучать кейсы по специфике;

-готовиться показать знания в программах; 

-подбирать образ строго в деловом формате. Можно позволить себе небольшие аксессуары (также никогда не перебарщивать с парфюмом и стараться делать укладку), ведь внешний вид — визитная карточка;

-главное и самое важное это просто вылезти (культурно, конечно) из штанов и показать, насколько вы продуктивный, готовы пахать и днём, и ночью, готовы отдавать и получать знания, готовы ко всему новому, хотите безумно работать в компании. Если это показать, то успех не заставит себя долго ждать.

После проделанной мной работы над ошибками, после стольких собеседований, я наконец-то применила все эти пункты в жизнь и мне сделали предложение сразу две американские компании. И здесь уже выбор был за мной. Это прекрасное чувство победы я не забуду, как и выводы, которые сделала из своего, безусловно, важного опыта в поиске «работы мечты».