Потоковая передача музыки оказалось не только удобным инструментом для обычного пользователя, который заполучил в свой смартфон необъятные музыкальные каталоги за символическую сумму, но и спасением для самой индустрии. Долгое время крупнейшие музыкальные компании теряли колоссальные деньги от разросшегося в сети пиратства. Стриминг по сути перенял их нелегальные технологии — и смог вернуть музыкантам и лейблам утраченные доходы. Но помимо этого стриминговые сервисы изменили и сам процесс музыкального производства, позволили исполнителю действовать гибче и стать более самостоятельным, усилили локальные рынки, заставив потесниться и международных звезд.
MP3 и музыкальные пираты
В начале 2000-х годов музыкальная индустрия находилась на вершине своего могущества. Право на владение музыкальным контентом жестко ограничивалось винилом, кассетой или CD-диском. Казалось, ничто не сможет помешать этой гегемонии. Закат индустрии начался вместе с появлением широкополосного доступа в Интернет и изобретением формата MP3.
Благодаря ему, а также различным торрент-трекерам, файлообменникам и локальным сетям, любой человек получил возможность выложить в интернет оцифрованное содержание купленного CD-диска. И пока гиганты музыкальной индустрии всеми силами игнорировали эти изменения, нелегальная музыка распространялась по миру со скоростью передачи данных в сети, размывая фундамент авторского права.
Доходы крупнейших мировых компаний начали стремительно падать, достигнув абсолютного минимума в 2013 году ($14,3 млрд.). Тогда лейблы и исполнители принялись заваливать суды исками против пиратов, в попытке сохранить контроль за соблюдением авторских прав. Но лед уже тронулся.
Spotify: победа алгоритмов
Первым осознал значительность наступающей цифровой революции в музыке Стив Джобс. В 2001 году он открыл интернет-магазин iTunes, в котором песни продавались по 99 центов, 70 из которых уходили звукозаписывающим компаниям. Вместе с тем он выпустил в продажу и mp3 плеер, который принес компании огромную прибыль.
Позднее появился MySpace — социальная сеть, где можно было слушать музыку онлайн. Затем — платформа Last.fm, на которой пользователям стали рекомендовать музыку на основе их предпочтений. Но настоящую революцию в стриминге совершила компания Spotify. Эта платформа была открыта в 2006 году в Швеции — на родине музыкального пиратства. Патрик Буркарт в своей книге Pirate Politics пишет, что в Швеции отношение к авторскому праву традиционно было куда менее серьезным, чем в иных странах ЕС. Примечательным было и то, что возглавивший Spotify Даниэль Эк до этого занимал должность директора µTorrent.
Вслед за успехом Spotify на рынок ринулись, наконец, IT-гиганты. Запускаются Apple Music, Google Play, YouTube Music. В России легальным пионером стриминга стала Яндекс.Музыка (открылась в 2010 году), а нелегальным — ВКонтакте, который, впрочем, в 2016 году также обзавелся своей собственной платформой BOOM.
Музыкантам пришлось стать умнее
Стриминг принес в музыкальный мир технологии диджитал-маркетинга, которые до этого обходили этот рынок стороной. Уничтожил целые заводы по производству физических носителей. Значительно снизил уровень музыкального пиратства. Трансформировал структуру доходности, как звукозаписывающих компаний, так и самих музыкантов.
Технология потокового вещания позволила многим локальным исполнителям появляться в топовых чартах, иногда перебивая даже международных суперзвезд. Но больше всего изменения коснулись самого музыканта и его творчества. Исполнители стали более самостоятельными, у них появилось больше траекторий развития карьеры. Им пришлось стать и умнее, чтобы вникать в процессы монетизации своего контента.
Новая реальность потребовала от артистов активнее включаться в процесс и работать интенсивнее. Теперь нельзя корпеть над альбом по несколько лет или написать один хит. Важно выпускать контент регулярно — постоянно напоминать о себе аудитории. Необходимо глубже разбираться во вкусах и предпочтениях своей аудитории. Логика здесь проста: чем глубже и точнее удалось реконструировать портрет потребителя, тем больше «стримов» получит музыкант.
Изменился процесс и самого музыкального «творчества». Формат альбома плохо вписывается в механизмы потокового вещания. Потребитель здесь чаще слушает отдельные песни, а не альбомы. При этом средняя продолжительность трека снизилась с четырех минут тридцати секунд (2000 год) до трех минут и сорока секунд (2019 год).
Исполнитель может тонко настраивать свою профессиональную тактику, основываясь на статистике прослушивания его композиций. Например, он может узнать город, где его больше всего слушают, какие песни пользуются большей популярностью. Данные учитываются продюсерами и исполнителями, в подготовке новых песен или планировании концертных туров.
Так сами каналы стриминга, изначально предназначенные для легализации музыкальных потоков, как бы ненароком разрушили старую индустриальную модель музыкального мира, где песня или альбом еще кому-то принадлежат и потому должны распространяться в рамках жестких принципов, очерченных в типовых контрактах.
Но теперь, когда музыка все больше превращается в фон, дематериализуется, распределяется, она стала воплощением sharing economy. Здесь для автора, как и для авторских прав, строго говоря, уже нет места.