Вы лучше лес рубите на гробы -
В прорыв идут штрафные батальоны!
В.С. Высоцкий
Когда заходит речь о Великой Отечественной войне, псевдопатриоты и слышать не хотят о заградотрядах, штрафниках, НКВД и репрессиях. Мне всегда было совершенно непонятно, чем штрафники хуже обычных солдат, воевавших с Гитлером. Романтического ореола я никогда штрафникам не создавал, но, и отрицать их роли в великой Победе нельзя.
Кто придумал штрафников?
Самое любопытное, что автор идеи - не Сталин, и, никто из его окружения. Как ни странно, первые штрафные подразделения были созданы в годы Великой Отечественной войны... гитлеровцами. Ещё в 1936 г. в Вермахте создали дисциплинарные «Особые подразделения» (нем. Sonderabteilungen). Туда направляли призывников, отбывших срок лишения свободы, и тех, кому воинскую обязанность по тем или иным причинам меняли на «место службы, заменяющее военную службу». В 1940 г. создали «Полевые особые подразделения», которые должны были размещаться в «зонах непосредственной опасности». Аналогичные структуры были сформировали в авиации и на флоте. В декабре 1940 г. образовали «исправительные части 500» (Bewährungstruppe 500) — так называемые «пятисотые батальоны» (500-й, 540-й, 550-й, 560-й, 561-й). После нападения Германии на СССР эти части активно применяли на Восточном фронте. Всего за время войны через них прошло около 30000 человек. Ещё одной разновидностью немецких штрафников стала созданная в октябре 1942 г. «формация солдат второго класса» — 999-й батальон (из уголовников и «политических») в Северной Африке (потом бригада). Существовали полевые штрафные подразделения (Feldstrafgefangenabteilungen), которые комплектовали в зоне боевых действий из военнослужащих, совершивших преступления и проступки.
Создание штрафных подразделений в РККА
Считается, что в СССР штрафные батальоны создали в РККА после приказа Сталина № 227 от 28 июля 1942 г., который называют «Ни шагу назад!».
Это неверно: первая штрафная рота была создана 25 июля 1942 г. - отдельная штрафная рота 42-й армии Ленинградского фронта. 10 октября того же года её уже расформировали.
Массовое формирование штрафных подразделений началось с сентября 1942 г., когда приказом наркома обороны СССР были утверждены положения о штрафных батальонах и ротах РККА.
Виды штрафных подразделений:
- штрафные батальоны. По приказам №227 и №298 от 28 сентября 1942 г., 1-3 штрафных батальона формировали в пределах фронта по 800 человек в каждом, куда направляли разжалованных в рядовые средних и старших командиров и политработников всех родов войск, провинившихся в нарушениях дисциплины по трусости или неустойчивости. Т.е., никаких уголовников в штрафбатах не могло быть по определению, о чём часто говорят псевдопатриоты. Штрафбаты находились в ведении военных советов фронтов и придавались стрелковым дивизиям (стрелковым бригадам), на участок которых они ставились распоряжением военного совета фронта. К постоянному составу штрафбатов относились командование батальона, офицеры штаба и управления, командиры и политработники рот и взводов, старшины, писари и санинструкторы рот;
- отдельные штурмовые стрелковые батальоны (ошсб), появились в 1943 году. Формировались из военнослужащих рядового и командно-начальствующего состава, длительное время бывших на территории оккупированной противником (в плену, в окружении (Приказ № Орг/2/1348 от 01.08.1943), и, тем самым, потенциально находящихся под подозрением в возможном сотрудничестве с врагом. Срок пребывания — 2 месяца участия в боях, либо до награждения орденом за проявленную доблесть в бою или до 1-го ранения, после чего личный состав при наличии хороших аттестаций мог быть назначен в полевые войска на соответствующие должности. Переменный состав не лишался воинских званий, так как не был осуждён трибуналом, но, при этом, все бойцы переменного состава были рядовыми солдатами-«штурмовиками». Чаще всего туда попадали бойцы, освобождённые из плена после соответствующих фильтрационных мероприятий (для тщательной проверки военнослужащих РККА, находившихся в плену или в окружении противника, решением ГКО №1069сс от 27 декабря 1941 г. в каждой армии создали армейские сборно-пересыльные пункты и организованы спецлагеря НКВД. В 1941-1942 гг. создали 27 спецлагерей, но, в связи с проверкой и отправкой проверенных военнослужащих на фронт их постепенно ликвидировали (к началу 1943 г. функционировало всего 7 спецлагерей). По официальным данным, в 1942 г. в спецлагеря поступило 177081 бывших военнопленных и окруженцев. После проверки особыми отделами НКВД в РККА передали 150521 человек);
- штрафные роты в РККА и РККФ, в них направляли рядовых бойцов и младших командиров всех родов войск. Снова никаких уголовников! Штрафроты в количестве 5-10 создавали в ведении военных советов армий, и придавались полкам (дивизиям, бригадам), на участок которых ставились распоряжением военного совета армии. В штрафной роте к постоянному составу относились командир и военный комиссар роты, писарь, командиры, политруки, старшины и санинструкторы взводов. Среднемесячная численность армейских отдельных штрафных рот в 1944 г. на всех фронтах колебалась от 204 до 295 человек;
- отдельные штрафные авиаэскадрильи в ВВС. Приказом НКО № 0685 от 9 сентября 1942 г. провинившихся лётчиков предписывалось отправлять в пехоту. Боялись, что те пересекут на самолёте границу? Штрафные авиаэскадрильи предполагалось создавать по Директиве Ставки ВГК №170549 для лётчиков, проявивших саботаж, трусость и шкурничество. Вернуться в обычную часть позволяло только число и итоги боевых вылетов. Гриф «Секретно» с документов по штрафэскадрильям и их делам сняли только в 2004 г. Известные подразделения в ВВС РККА: 1) Группа штрафников 3-й ВА (командир группы — майор И.Е. Фёдоров); 2) Истребительная штрафная авиаэскадрилья при 268-й истребительной авиационной дивизии 8-й ВА; 3) Штурмовая штрафная авиаэскадрилья при 206-й штурмовой авиадивизии 8-й ВА (811-й штурмовой авиационный полк, Ил-2, командир аэ — капитан П. Ф. Забавских); 4) Лёгкобомбардировочная штрафная авиаэскадрилья при 272-й ночной бомбардировочной дивизии 8-й ВА (У-2, 1-й командир аэ — старший лейтенант И. М. Семертей);
- штрафные взвода в РККФ (флотские) - созданы по приказу 1 октября 1942 г. - для флотилий.
Не создавали женских штрафных подразделений. Женщин вообще в штрафроты не направляли. Они отбывали наказания в тылу. Медиков также не отправляли в штрафподразделения. При получении задания присылают из медсанбата или соседнего полка медсестру.
Штрафбаты и штрафроты ставили на наиболее трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью преступления против Родины.
Штрафники делились на постоянный (комплектовался из наиболее отличившихся в боях и волевых командиров и политработников) и переменный составы.
Основания для попадания в штрафники
В формировании штрафных подразделений бывали перегибы, и в штрафниках оказывались бойцы, никак не попадавшие под статьи приказа:
Военнослужащий попадал в штрафное воинское подразделение через:
- приказ командования в связи с нарушением воинской дисциплины;
- приговор суда за совершение воинского или общеуголовного преступления (за исключением преступления, по которому как мера наказания была предусмотрена смертная казнь).
- исключения для «политических» заключённых (так, в 1942 г. в 45-ю ошр направили осуждённого в 1941 году на 5 лет ИТЛ по 58-й статье Владимир Карпов, впоследствии ставший Героем Советского Союза и писателем).
Поражения в правах и поощрения штрафников
Для постоянного состава предусматривались дополнительные меры поощрения: при начислении пенсии 1 месяц службы засчитывали за 6 месяцев выслуги, офицеры получали повышенное денежное довольствие (командир взвода получал на 100 р. больше коллег в обычной части) и усиленное снабжение по продовольственному аттестату, постоянный рядовой и младший начальствующий состав получал повышенное продовольственное обеспечение.
Переменный состав, т.е., сами штрафники, были рядовыми вне зависимости от прежнего звания, но могли быть назначены на должности младшего командного состава.
Всех освобождённых из ошб восстанавливали в звании и во всех правах.
В случае гибели, семье полагалась пенсия на общих основаниях из оклада по последней должности до направления в ошб.
Переменный состав ошр находился в подразделении до отбытия срока наказания (до 3-х месяцев), перевода в обычную часть за проявленное личное мужество, либо по ранению или до гибели.
Основания для освобождения штрафников:
- Отбытие срока наказания (не более 3-х месяцев). Осуждённые на 10 лет — 3 месяца, 5-8 лет — 2 месяца, до 5 лет — 1 месяц;
- Для штрафных эскадрилий — число и итоги боевых вылетов;
- Получение военнослужащим, отбывающим наказание, средней тяжести или тяжёлого ранения, требовавшего госпитализации;
- Досрочно решением военного совета армии по ходатайству командира штрафного войскового подразделения в виде поощрения в отношении военнослужащих, проявивших исключительное мужество и храбрость.
За проявленную отвагу, мужество и героизм в боях, военнослужащие отбывающие наказание (переменный состав), на усмотрение командира роты (батальона), могли быть награждены. А. Кузнецов в статье о штрафниках, приводит цифры из архивного документа: «В штрафных частях 64-й армии в период боев под Сталинградом 1023 человека за мужество были освобождены от наказания. Из них награждены: орденом Ленина – 1, Отечественной войны II степени – 1, Красной Звезды – 17, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги» – 134».
Количество штрафбатов, штрафрот и самих штрафников
За всю войну (не одновременно) на всех фронтах в РККА сформировали 65 отдельных штрафных батальонов (ошб) и 1048 отдельных штрафных рот (ошр). Обычно их расформировывали через несколько месяцев. С 1942 по 1945 гг. существовал только один 9-й отдельный штрафной батальон.
Максимальное количество одновременно существовавших штрафрот было в июле 1943 г. – 335. В 1944 году штрафбатов осталось всего 11, в каждом - примерно по 2 с небольшим сотни человек.
За всю войну через штрафчасти прошло 427910 человек. Т.к. за это же время через РККА прошло 34476700 человек, то, доля штрафников около 1,24 %.
Потери штрафников
Потери штрафников были, безусловно, выше, чем в обычных подразделениях. Так, если, в 1944 г. общие потери РККА (убитые, раненые, пленные, заболевшие) — 6503204 человек; то, из них штрафников — 170298 (2,6%). Сравните эту цифру с общей долей штрафников в 1,24%. Т.е., потери среди штрафников в 1944 г. были в 2,1 раза выше, чем в обычных частях! Среднемесячные потери постоянного и переменного личного состава всех штрафчастей за 1944 г. составили 14191 человек, или 52% от среднемесячной их численности (27326 человек). Это - в 3-6 раз больше, чем общие среднемесячные потери личного состава в обычных войсках в тех же наступательных операциях 1944 г. Нельзя забывать, что значительная часть потерь штрафников - "заслуги" загрядотрядов.
Уголовники в рядах штрафников
В 1941 г. прошло несколько масштабных амнистий для совершивших нетяжкие преступления и годных к службе, на фронт направили более 750000 человек. В начале 1942 г. ещё одна амнистия дала РККА 157000 человек. Все они шли на пополнение обычных строевых частей, причём, некоторые части почти полностью (кроме офицеров и сержантов) формировали из бывших заключённых. Амнистии для незначительного количества заключенных продолжались и позднее, но, все амнистированные направлялись только в строевые части.
Не все знают, что Александр Матросов также был заключённым. 8 октября 1940 г. народный суд 3-го участка Фрунзенского района Саратова осудил Матросова по части 2 статьи 192а УК РСФСР, приговорив к 2-м годам лишения свободы: был признан виновным в том, что, несмотря на данную им подписку о выезде из Саратова в 24 часа, продолжал находиться в городе (5 мая 1967 г. Судебная коллегия Верховного суда СССР отменила этот приговор). Матросов был направлен в Уфимскую детскую трудовую колонию №2 при НКВД СССР, куда прибыл 21 апреля 1941 г. С началом войны он не раз обращался в военкомат с просьбой о призыве на фронт. Просьбу удовлетворили 23 сентября 1942 г. Кроме того, высшей воинской награды удостоились еще 5 заключённых: Алексей Отставнов и Леонид Ефимов - за форсирование Днепра, Владимир Бреусов - за штурм высоты под Харьковом, Иван Сержантов сбил более 20 вражеских самолётов, а Виктор Еронько в одиночку уничтожил роту немецкой пехоты.
Уголовников в рядах штрафников не было до 1944 г., когда по приказу №004/0073/006/23 от 26 января 1944 г. «О порядке применения примечания 2 к статье 28 УК РСФСР (и соответствующих статей УК других союзных республик) и направлениях осужденных в действующую армию», в штрафчасти направляли осуждённых. Но, это не распространялось на осуждённых за:
- контрреволюционные преступления,
- бандитизм,
- разбой,
- грабежи,
- рецидивы этих преступлений и дезертирства из РККА.
Завершение и итоги штрафной истории
Самой последней отдельной штрафной ротой была 32-я армейская отдельная штрафная рота 1-й Ударной армии, расформированная 6 июня 1945 г., т.е., уже после победы над Германией.
Нельзя лишать людей, временно оступившихся в тяжелейших условиях войны и сталинских репрессий, в достоинстве их вклада в Великую Победу! Они заплатили за неё гораздо больше, чем другие бойцы - своей кровью, а, многие - и жизнью. Вечная им память, как и всем бойцам РККА!
Для дочитавших - бонус: пересмотрите сериал "Штрафбат" 2004 г., многие элементы сюжета после прочтения этой публикации покажутся Вам, мягко говоря, несостоятельными. Впрочем, это касается и многих других фильмов и книг по штрафбатам и штрафротам.
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.
Автор: Глеб Алексушин