На календаре практически середина июля. Через 55 дней начнется (очень надеюсь, что начнется вовремя) новый учебный год. Тысячи первоклассников по всей стране должны впервые сесть за парты и открыть "Азбуку" и прописи. Окончание нынешнего учебного года было непростым для всех: и для обучающихся, и для учителей, и, конечно, для родителей. Всех беспокоит, как мы будем учиться в следующем году?
В связи со сложившейся ситуацией ожидать можно чего угодно и дистанционного обучения в том числе. Сложнее всего придется, при таком сценарии развития событий, первоклассникам. Ведь для них начинается новый жизненный этап - обучение в школе.
При поступлении в школу очень важно, насколько успешно пройдет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее обучение школьника. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми.
Готовность к школе - это, прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребёнка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности.
Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе -значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог Л. А. Венгер.
Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности. А ведущая деятельность в этом возрасте – игра.
Полноценная готовность ребёнка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова и др.).
Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребёнку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.
Чего не нужно делать летом перед поступлением в школу?
- Волноваться самим. Если родители слишком эмоционально относятся к этому событию (постоянно об этом говорят, волнуются: "как же мы будем учиться?", охать и вздыхать по этому поводу) ребенку уверенности это точно не прибавит. Сохраняйте спокойствие. Школа — это не страшно.
- Запугивать историями. Не стоит лишний раз говорить ребенку, что "а вот в школе надо сидеть ровненько", "а вот в школе учителя тебя за это накажут", "а вот в школе одноклассники тебя не так поймут", "поставят тебе "2". Не превращайте школу в обитель зла в глазах детей.
- Загружать учебой. Не надо заставлять ребенка готовиться к школе и вместо прогулок просиживать за учебниками или книгами. Если вы вымотаете малыша уже сейчас, то в школу он придет измученный и точно без положительных эмоций. Тем более, если заставлять - это отобьет охоту к учению точно! (Вспомните себя, если вас заставлять что-то делать, какая будет ваша реакция? В 99% случаев она отрицательная)
- Забирать игрушки. Говорить, что вот теперь ты взрослый, поэтому тебе не нужны мишки, куклы и машинки, не стоит. Для ребенка это будет слишком большим стрессом, перестраиваться на школьную жизнь нужно постепенно, без кардинальных решений.
- Поздно приезжать из отпуска. Несмотря на то, что этот год очень непростой, многие отправятся в отпуск. Постарайтесь спланировать возвращение домой за неделю до начала учебы, чтобы не торопясь закупить все необходимое и дать ребенку время на адаптацию к обычной жизни. Если вы прилетите домой за день-два до 1 сентября, вы будет второпях и впопыхах, а это лишний стресс для вас и ребенка.
Что можно и нужно делать перед школой.
- Рассказать о школе. Вспомните, какие веселые и интересные истории происходили с вами в школе, и расскажите их ребенку (конечно, не про прогулы и замазывание оценок в дневнике). Постарайтесь донести до малыша мысль, что школа — это отличное место для новых открытий и знакомств.
- Не скрывать плохое. Проводя пиар-акцию под названием «Школа — это круто», не забудьте мягко упомянуть и о минусах. Расскажите о домашних заданиях, нагрузке и других проблемах, с которыми ребенок может столкнуться. Малыш должен быть готов к трудностям и иметь в голове несколько вариантов решения возможных конфликтных или сложных ситуаций.
- Переходить на правильный распорядок дня. Не стоит торопиться с жестким: «В девять — в кровать!». Но и медлить с переходом к другому расписанию не нужно. Составьте «план дня будущего первоклассника» и потихоньку переходите к нему в течение лета.
- Играть в школу. Поиграйте с ребенком в школу, пусть он побудет и в роли учителя, и в роли ученика, чтобы понимать, какие взаимоотношения и правила царят в классе. Обучите вместе с ним плюшевых кроликов счету, а мишек — чтению.
- Учить самостоятельности. Пусть малыш понемногу учится делать какие-то дела сам. Да, полностью сам! Например, одеваться, завязывать шнурки, готовить завтрак. Приучайте его к ответственности и тренируйте внимание, чтобы в первом классе малыш не растерял весь портфель в школьных коридорах.
- Объяснять правила поведения в школе(особенно, если ребёнок не посещал детский сад).
- Гулять около школы, чтобы будущий первоклашка привыкал к территории (если он не ходил в эту школу на подготовительные занятия или не встречал с уроков старших брата или сестру).
- Устраивать соревнования по сбору портфеля. Ребёнок должен стараться собирать всё необходимое быстро и аккуратно, при этом ничего не забывая на столе и не роняя.
- На даче можно вырастить цветы для букета, который первоклашка подарит первой учительнице.
Хотя часами просиживать за уроками летом не нужно, тем не менее, кое-какие полезные задания выполнять всё же можно. Они не вызовут у ребёнка отвращения к учёбе, потому что совсем не похожи на уроки, но при этом обязательно помогут ему в будущем, поскольку будут развивать все те качества и умения, которые нужны в школе:
- Составляйте распорядок дня. Сделать его можно в любой технике, например, в виде коллажа. Пусть будущий школьник вырезает, а потом наклеивает на картон картинки, иллюстрирующие его день (подъём, завтрак, сборы в школу и т. д.). Так он и руку потренирует, и удовольствие от творческого труда получит, и подготовит себе «подсказку» о том, что, как и в каком порядке нужно делать в течение учебного дня. Первого сентября повесьте распорядок на видном месте, дополните его расписанием уроков, и ребёнок будет с удовольствием пользоваться делом своих рук.
- Собирайте и заготавливайте природные материалы (листья, жёлуди, цветы и т. д.) для будущих поделок, которые дети наверняка будут мастерить в школе. Учите ребёнка правильно сушить и аккуратно хранить собранное.
- Займитесь составлением гербария. Это, опять же, тренировка мелкой моторики рук и одновременно подготовка к изучению такого предмета как «Окружающий мир».
- Подготовьте фотоотчёт о каникулах. Пусть ваш дошколёнок попробует себя в качестве фотокорреспондента и снимет всё самое красивое, интересное, необычное, что встретилось ему летом, а после сам приклеит свои работы в альбом, подпишет их, дополнит всё рисунками и аппликациями. Позднее можно будет договориться с учителем о том, чтобы ребёнок выступил перед одноклассниками с рассказом о лете и показал собственноручно сделанный репортаж.
- Тренируйте руку для письма не в скучных прописях, а выполняя интересные и при этом чрезвычайно полезные для будущих школьников графические диктанты. Они хороши тем, что не только готовят мышцы руки, но и учат ориентироваться на тетрадном листе, закрепляют пространственные представления и тренируют внимательность.
- Неплохо, если ребенок умеет обращаться с компьютером.
Независимо от того, будет ли дистанционное обучение или нет, элементарные навыки работы на компьютере будут нелишними.
И еще, говорите о поведении, на уроке, на переменах, т.к. от соблюдения элементарных правил безопасности зависят жизнь и здоровье ребенка!
Надеюсь, статья была для вас полезной! Всем хорошего отдыха! Набраться сил и запастись терпением перед новым учебным годом!!!