Закон дела
Друзья, помните, слова из бессмертной песни В. С. Высоцкого:
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг – а так.
Если сразу не разберешь –
Плох он или хорош.
Парня в горы тяни – рискни,
Не бросай одного его.
Пусть он в связке одной с тобой, -
Там поймешь, кто такой…?
Эти слова можно поставить в качестве эпиграфа к началу рассмотрения последнего из «писаных» законов дружбы – закона дела.
Во все времена настоящая дружба проверялась в «деле», и слова «я бы взял его в разведку» являются наилучшей рекомендацией для друга именно потому, что он был проверен в настоящем деле.
Это, так сказать, предельное в ценностном плане выражение закона дела. Дружба проверяется в таких испытаниях, которые подводят к границе жертвенности, за которой - выбор между ценностями дружбы и остальными ценностями вплоть до самой жизни.
Но не менее важна и другая сторона закона дела, которая выглядит более прозаично, но в повседневной жизни коллектива не менее важна. Дело, в которое погружен коллектив и которое стремится выполнить, является содержанием его жизни, а значит, каждый должен его рассматривать как важнейшую часть своей собственной жизни и при необходимости жертвовать ради него остальными потребностями.
В тех случаях, когда возникает конфликт интересов, общественно значимое дело должно ставиться выше индивидуальных потребностей. Попросту говоря, если дело поставлено, то его нужно выполнить, несмотря на «не хочу», «устал», «а почему я?» - и массу других отговорок, которые можно противопоставить необходимости выполнения дела.
Где-то именно здесь – в подвижной грани, отделяющей личное «хочу» от коллективного «надо» - проявляется мера социальности человека, мера его способностей к истинной дружбе.
Функционально закон дела обеспечивает общую жизнь коллектива, которая складывается не только из ярких и эмоционально привлекательных дел, но и малопривлекательной «прозы», а именно – организации дежурств, уборке территории, шефства над малышами, различных «вводных» в виде разнарядочных походов в какие-нибудь учреждения или помощи школе в хозяйственных вопросах. Понятно, что эти дела сами по себе мало привлекательны, и ввиду недостаточной мотивированности организатор часто сталкивается с необходимостью «голого» принуждения, что не может не сказываться на самочувствии «принужденных» участников и общей атмосфере в коллективе.
Однако у закона дела есть свой мотив, который может быть не менее действенным для личности и дружбы, как и другие мотивы (игровой, соревновательный, творческий) и который необходимо умело использовать. Назовем его – мотив (само) преодоления.
Это ведь очень важный мотив в деятельности человека. Время от времени ему необходимо испытывать чувство удовлетворения после преодоления трудностей, трудновыразимое на языке слов ощущение «я смог, хотя это было очень не просто». Это важно как для личной самооценки, так и для принятия в кругу своих друзей и товарищей. В личном плане чувство преодоления себя создает основу для базисного в экзистенциальном смысле самоуважения личности.
Если создать образную картину, то развитие личности можно сравнить с пробиванием зеленым росточком себе пути к солнечному свету и теплу. Как последнему приходится пробиваться через толщу земли, так и личность, если она хочет стать настоящей личностью должна пробивать себе дорогу через неблагоприятную почву внешних обстоятельств и внутреннюю склонность к успокоению на достигнутом и окостенению.
И в плане дружбы личность, умеющая преодолевать трудности, личность, умеющая заставить себя и выполнить задачу через «не могу», вызывает наибольшее уважение у друзей и может развивать эту дружбу дальше, переводя ее на новый качественный уровень.
Для того, чтобы мотив преодоления мог включиться, сами дела должны быть достаточно «авторитетны» для этого. Этот авторитет или значимость им придает источник их «поставляющий». Часть дел, как-то все режимные моменты, естественно вытекают из жизни коллектива, и обычно не возникает вопросов в целесообразности их исполнения.
Другие дела, а это большинство творческих дел, исходят от организаторов: ведущих, вожатых, Дежурного Капитана и его Помощника, командиров микрогрупп, и здесь важно, чтобы их авторитет был достаточен для реализации закона дела. Иногда с грустью приходится констатировать, что дело «заваливается» именно из-за того, что у его организатора нет достаточно авторитета для работы по закону дела, даже если другие способности (организаторские, творческие, интеллектуальные) у него налицо.
Но и при условии достаточной авторитетности организатор не должен уповать только на силу самого закона дела как такового. В организации любого, особенно нового дела, всегда полезно учитывать мнение коллектива и подавать «пробные шары» по его внедрению.
Помню, как я долго не решался ввести обязательное исполнение гимна России перед началом каждого для Лагеря друзей. Сначала пробовал исполнять его перед стартом наиболее важных дел – походов, итоговых рейтингов, и когда предложил уже ввести это в обязательную утреннюю практику, не без моего нажима, но дело было принято более менее естественно, а потом и закреплено в традицию.
Кстати, по поводу традиции – одна мысль. Новое дело коллективу может предложить любой организатор, но вот закрепить ли его в традицию – на это должен иметь право решения сам коллектив. Только так можно найти необходимый баланс между инициативой «сверху» и «принятием» снизу.
Работая по закону дела, организатор должен учитывать, что, как и всякий другой мотив, мотив самопреодоления проявляется и укрепляется постепенно, развивается от менее сложных заданий и упражнений к все более сложным. Непосильная на данном этапе задача может надолго выбить из колеи и весь коллектив, и любую личность, посеяв неуверенность в себе и неверие в собственные силы, отбив всякую охоту к дальнейшему экспериментированию в этой области.
Уже само согласие по итогам выборов в классах провести почти месяц в составе Лагеря друзей - начало своего рода самопреодоления. Ведь это отрыв от привычного коллектива и погружение в абсолютно новую по интенсивности жизни коллективную среду. Некоторые отсеиваются уже на этом этапе. Но вот собирается очередной состав нового Лагеря друзей, и начинается… почти одно сплошное самопреодоление. Дело в том, что в условиях аморфности коллективных отношений с отсутствием чувства психологической безопасности другие мотивы коллективной деятельности еще не могут проявить себя в полной мере.
Трудно петь, трудно общаться, трудно играть, трудно творить, остается надеяться почти на один мотив самопреодоления. Для тех, кто в Лагере уже не первый год все проходит гораздо легче – у них уже есть друзья и знакомые, да и опыт помогает быстрее устанавливать и налаживать отношения, а вот тем, кто в Лагере первый год, так называемым «первочкам», действительно туго.
Как это ни парадоксально, но в таких условиях можно идти методом от противного. Макаренко нечто подобное называл «методом взрыва». Можно, конечно, и постепенно снимать недоверие и создавать благоприятную психологическую атмосферу, но «преодоление» методом «взрыва» может придать этому процессу действительно взрывную динамику.
Вам не показалось, коллеги, что я сам себе противоречу, ведь несколько абзацев выше я ратовал за «постепенность» и предупреждал о возможности «непосильности». На самом деле противоречие кажущееся. Преодолевать себя можно по-разному. Одно дело, допустим, создать какой-то творческий продукт, а другое, проходя через те испытания, о которых сейчас пойдет речь.
«Передай колечко» - одно из таких испытаний. Стоящим по кругу участникам раздаются спички, которые они зажимают между зубами. Крайний подвешивает на эту спичку небольшое колечко и должен передать его соседу. И так по кругу колечко передается до тех пор, пока не пройдет через всех участников.
Поскольку это упражнение связано с достаточно близким телесным контактом малознакомых людей, оно требует преодоления вполне естественных и достаточно сильных психологических «зажимов», которые воплощаются в телесную скованность. Колечко то и дело падает на пол, но по условиям упражнения, за которыми следит ведущий, кольцо можно передать только установленным способом, и раз за разом следуют новые попытки, пока каждый справится с заданием.
Ситуация преодоления в этом упражнении как нельзя более наглядна. Особенное напряжение возникает в ситуации между противоположными полами, у некоторых тела буквально скованы, а успешно выполнить это упражнение гораздо легче в состоянии раскрепощенности. Ведущий напоминает об этом, тем не менее, строго следя за соблюдением правил передачи колечка. Многие ребята буквально борются с собой, пытаясь преодолеть свою скованность и выполнить все-таки упражнение.
Зато как весело, самому уже справившись с заданием, наблюдать за пытающимися еще это сделать. В этом психологическая «изюминка» упражнения. Успешно преодолев себя, каждый в награду получает не только чувство облегчения и удовлетворения, но и дополнительную порцию положительных эмоций. Буквально невооруженным взглядом видно, как изменяется психологическая атмосфера до и после упражнения. За 5-7 минут сбрасывается колоссальный груз настороженности, страхов, зажимов, снимается множество психологических масок. Будто после некоей очистительно грозы становится буквально легче дышать в создавшейся как по волшебству атмосфере доверия и доброжелательности.
«Передай мячик» - более трудный вариант этого упражнения. Мячик нужен для игры в большой теннис, но его с успехом может заметить и апельсин. В этом варианте игры мяч или апельсин зажимается между подбородком и грудью и передается в такое же положение партнеру-соседу.
Это упражнение связано с еще более тесным телесным контактом и потому провоцирует еще большие зажимы, особенно между противоположными полами. Но и эмоциональная награда всех прошедших испытание бывает выше. Справиться с трудностями помогает два важных психологических условия: наглядность и подкрепление. Видя, как справляются с заданием товарищи, даже у робкого и неуверенного в обычной жизни человека, появляется мощный стимул к самопреодолению и, как правило, все проходят через это испытание.
Одно время, я увлекся конструированием подобных упражнений на первоначальное самопреодоление, и еще один вариант их получил название «Шторм». Участники стоят по кругу с закрытыми глазами, которые разрешается открыть, только выполнив упражнение. У первого в руках тарелка, до краев заполненная водой. Он должен передать ее соседу, причем сделать это молча и, разумеется, стараясь не плескать воду на своего партнера.
Но это мало кому удается, ощущение такое, что идет шторм, и качающаяся палуба постоянно провоцирует на разлитие воды. А рядом стоящий ведущий в случае подобного уменьшения содержимого тарелки сразу же дополняет ее до краев, норовя при этом еще и дополнительно брызнуть на испытуемого. В общем, двухлитровой бутыли к концу упражнения едва хватает.
К побочному эффекту этого упражнения следует отнести лужи воды на полу, поэтому следует предусмотрительно запастись тряпкой и шваброй. А мокрая одежда на многих участниках провоцирует появление еще одного психологического феномена – вывод агрессии на ведущего. Это естественное возмущение хорошо канализирует начальную напряженность, которая, выразившись подобным образом, приводит к разрядке психологической атмосферы и активизирует процессы коллективного взаимодействия.
(продолжение следует... здесь)
общее начало - здесь