Найти тему
УЕЗДНЫЕ ЗАМЕТКИ

Уральские байки. Дублёр Сибирского тракта - как военная дорога стала гражданской

В этой записи предлагается Вашему вниманию устная история, записанная нами от местных жителей.

Итак, мы выдвигаемся из чащобы Санаторного лесопарка. До этого мы шли через Малошарташские болота, потом прошли мимо руин домов, вышли к памятнику ракете. По тропинке двигаемся по отметкам "Майской прогулки".

Отметка
Отметка
Лесная тропа1961
Лесная тропа1961

Вскоре мы выходим к дублеру Сибирского тракта. По словам старожилов, -его построил завод № 79 (сейчас - УПП "Вектор") ещё в начале 1970-х гг. Завод специально построил этот дублёр, чтобы вывозить в современный район "10 км ЕКАДа" на испытания производимое радиооборудование. Собственно говоря, название "Дублёр" и обозначало, что дорога была построена для служебных целей.

Военный объект на месте будущего Малоистокского ЛПУ, а/ф снимок 1961-1962 гг.
Военный объект на месте будущего Малоистокского ЛПУ, а/ф снимок 1961-1962 гг.

Была построена хорошая асфальтовая дорога для тяжёлой техники, некоторые жители ЖБИ даже называли её хайвеем. В районе современного кемпинга располагался Пост ГАИ.

Развязка построена ещё в 1992 г.
Развязка построена ещё в 1992 г.
Развязка у пос. Семь Ключей
Развязка у пос. Семь Ключей

Местные жители вспоминают, что нередко у военных и милиции случались конфликты на посту. Например, ехала военная машина с оборудованием, а милиция не пускала его в город. Тогда водитель вызвал военных. Через полчаса приехали военные, отругали милиционеров, и только тогда водитель смог привезти оборудование с полигона на завод.

Тюменский тракт
Тюменский тракт

В 1980-е годы, по их мнению, дорога приобрела другой статус, стала доступной для автобусов и другого транспорта. А полигон завода был перемещён в другое место.

Дублёр Сибирского тракта, 1984-1985 гг. Кадр из к/ф "Летное происшествие"
Дублёр Сибирского тракта, 1984-1985 гг. Кадр из к/ф "Летное происшествие"
Мост над дублёром
Мост над дублёром

По достоверным данным дублёр Сибирского тракта как часть трассы Р-351 (Екатеринбург - Тюмень) начали строить в 1966-1971 гг. [3]. На том же дублёре помещается и вторая трасса Р-354 Екатеринбург - Курган. В 1973 году был построен участок в 25 километров вместе с развязкой у Малышевского моста, считавшийся самой лучшей и благоустроенной дорогой Урала. Прямо по ней от центра города до Кольцово можно было добраться за 15-20 минут [4]. По сведениям из второго издания путеводителя по окрестностям Свердловска Р. Рубель и Е. Масленникова "в 1976 году была пущена в эксплуатацию новая часть Сибирского тракта - от Свердловска до пересечения с железной дорогой на Тюмень (20 км). "Тюменское шоссе" начинается со Свердловской окружной дороги за Втузгородком и, минуя населенные пункты, уходит двумя параллельными нитками в юго-восточном направлении.

Реклама аэрофлота на дублёре Сибирского тракта, 1984-1985. Кадр из к/ф "Летное происшествие"
Реклама аэрофлота на дублёре Сибирского тракта, 1984-1985. Кадр из к/ф "Летное происшествие"

На 13 километре встречается транспортная развязка, здесь вправо уходит новая дорога в аэропорт Кольцово. На 21 километре старая и новая части тракта соединяются" [2]. Интересно, что дублёр сдали в эксплуатацию через 5 лет после постройки. С 1 мая 1977 г. был запущен автобус № 114. В том же году было начато строительство продолжения Дублёра к НИИСХозу. Уже в 1977 г. был построен современный мост через реку Мостовку [1].

По тропинке проходим к остановке "Бухара-Урал".

Малоистокское ЛПУ
Малоистокское ЛПУ

Ссылки:

1) Как ремонтируют мост в Кольцово? // Наш Кольцово. 29.09.2017

2) Масленников Е.П.,Рубель Р.Б. По окрестностям Свердловска. Свердловск: СУКИ, 1978.

3) История Свердловскавтодора

4) Бирюков В. Окраина стала ближе // Известия. 05.11.1973.

Посмотрите также:

Зимняя прогулка по Санаторному лесопарку

Весенняя прогулка по этим местам

-11