«Так плохо, что хорошо» — вот девиз бойцов кисти и слова. Да, по своей сути карикатуристы во все времена были именно бойцами политического фронта. В каком еще поприще так важно видеть недостатки своего врага и уметь заставить увидеть эти недостатки других? Безусловно, человек сидящий в парке и рисующий смешные портреты детей тоже карикатурист, но даже уличный художник должен иметь талант, чтобы увидеть то, что не другие вроде бы тоже видят, но не всегда замечают.
Начнем со слона в комнате. Конечно в массовом сознании политическая карикатура – это прежде всего Шарли́ Эбдо́ (фр. Charlie Hebdo). Короли черной репутации с многострадальной истории мало кого оставили равнодушным в середине десятых годов. Тем не менее именно карикатуристы «Еженедельника Чарли» лучше всего превращают насмешку и эмоции в политическое оружие. Злобные, прямолинейные и совершенно неприемлемые в глазах большинства карикатуры журнала бесстрашно атаковали все, против чего выступали сами художники. Издание придерживается левых взглядов, поэтому своими идеологическими оппонентами они считают ультраправых политиков и религиозных активистов.
Шарли Эбдо принято не любить. Культуролог, историк и искусствовед Григорий Ревзин говоря о работах Шарли Эбдо и их значимости для общества высказал мнение, что они не просто не относятся к свободе слова, но находятся гораздо ниже по культурному смыслу, раскрывая животное начало в человеке:
«…по уровню художественного замысла, глубине мысли и языку они сродни картинкам в публичном сортире, хотя по тематике несколько шире. И всё же принцип свободы слова существует не для того, чтобы рассказывать похабные истории о Боге и церкви, государстве и семье, великих и мелких людях».
За карикатуры в 2015 году на здание Шарли Эбдо было совершено террористическое нападение, в ходе которого погибло 12 человек. Среди них был главный редактор и художник Стефан Шарбоннье (Stéphane Charbonnier). «Шарб» был сторонником Французской коммунистической партии и Левого фронта, автором рисунков к книге «Маркс. Инструкция по применению». Его описывали как пацифиста и ярого сторонника свободы слова. Незадолго до нападения Шарбоннье завершил работу над книгой «Письмо мошенникам от исламофобии, которые играют на руку расистам», где он отстаивает право на высмеивание любой религии. Также он рисовал карикатуры для антирасистских организаций.
Можно сказать, что он был противоречивым человеком, но нельзя отрицать того, что Шарбоннье отстаивал свои идеи и в конце концов за них же и погиб, как и его коллеги. В интервью 2012 года «Шарб» говорил:
«Я не боюсь репрессий, у меня нет детей, нет жены, нет машины, нет долгов. Это может звучать немного напыщенно, но я бы предпочел умереть на ногах, чем жить на коленях.»
По ту сторону океана социальная и политическая сатира тоже живет полной жизнью. Одно из старейших американских печатных сатирических изданий MAD не нуждается в представлении. Оно существует больше полувека и публикует сатиры по всем аспектам жизни, массовой культуры, политики, развлечений и общественных деятелей. В XX веке его влияние на культурную жизнь было колоссально.
Издание на протяжении всего своего существования сохраняло в своей сути смесь из абсолютно нелепых элементов и серьезной социальной и политической сатиры. В ноябре 2017 года Rolling Stone написал, что «работая под видом трешового журнала, Mad стал лучшим американским политическим сатирическим изданием».
Их юмор во многом был прорывным для своего времени. С самых первых выпусков в нем публиковались новаторские пародии на американскую массовую культуру тех лет: под раздачу попали комиксы про Супермена и Арчи, мультфильмы Disney и пр.
В семидесятых создатели так описывали культурное значение MAD для американцев:
«MAD сам осознает себя как трэш, как комикс, как врага родителей и учителей, даже как прибыльный бизнес. Такой подход не мог оставить детей равнодушными. В 1955 году такого больше нигде не было. В карикатурах MAD герои комиксов ломали четвертую стену. Например, «Дарнольд Дак» начинает задумываться, почему у него всего три пальца, и почему ему все время приходится носить белые перчатки. В итоге все оборачивается тем, он хочет убить любого другого персонажа Disney».
MAD публикует в сегодняшнем виде с 1952 года и с того же времени в нем работал Морт Друкер (Mort Drucker). Попав в состав журнала, он понял, что «нашел свое призвание» в сатирических карикатурах. Именно он ввел моду на высмеивание телевизионных программ и кино.
Друкер проработал в MAD 55 лет и на данный момент имеет самый большой срок работы в главном сатирическом журнале соединенных штатов. Его работы вырастили целое поколение кинокритиков и публицистов.
В России же карикатуры в основном заметы всплеском активности в период политики гласности и Перестройки. Однако человек, признанный лучшим русским карикатуристом XX века, является практически нашим современником. Виталий Песков умер в самом начале нулевых, но его работы остаются актуальными и по сей день.
В юности Виталий был одним из открывателей нового вида карикатуры в Советском Союзе. Он начал свою карьеру в «Литературной газете», впоследствии также работал мультипликатором и юмористом. Его называют сатириком демократического толка и из-за этого, по некоторой информации, его вызывали в кгб. При его жизни не было ни одной его персональной выставки, хотя он считается автором около 15000 рисунков. Его мультфильмы также никогда не пользовались официальной поддержкой советских властей.
В отличии от большинства западных карикатуристов, Виталий в своем творчестве фокусирует внимание на бытовой жизни, а не культурных явлениях. Тем не менее политика все равно прослеживается через изображение повседневной жизни россиян.
После смерти Пескова в 2002 году его квартира была разграблена. Официальные структуры России начали преследовать семью Виталия, и его рисунки, включая политические карикатуры, как считает его вдова, были уничтожены. Семья художника получила получать многочисленные угрозы и вскоре эмигрировала в Соединенные Штаты.
Автор: Игорь Паков.