Великолепный фильм "Внимание, черепаха!" снятый в 1969 году едва не попал на полку из-за одной содержащейся в нем фразы — такая маленькая, беззащитная, а вы ее танками давите. Строгие цензоры усмотрели прямой намек на недавнюю "Пражскую весну" и неблаговидное поведение Советского Союза по отношению к Чехословакии и ее народу.
А вот фразу "Правда не побеждает. Правда остаётся, когда всё остальное уже растрачено" историк из Самары Марк Солонин в одной из своих книг приписывает Людвигу Вакулику, указывая, что она входила в знаменитые "Две тысячи слов". Редактору канала, несмотря на все усилия, в этом меморандуме не удалось найти данную фразу. Возможно, дело в переводе. Если кто-то обнаружит искомую фразу, редактор канала будет отдельно благодарен.
До 4 января 1968 года первым секретарем КПЧ был Антонин Новотный, чья деятельность в принципе устраивала Москву. А вот жителей самой Чехословакии, да и лидеров ее коммунистической партии, эта фигура устраивала мало. Новотного обвиняли в экономическом застое страны, нежелания реабилитации жертв репрессий 50-х годов, стремлении избежать демократических реформ.
В результате жарких внутрипартийных дебатов 4 января 1968 года Новотный был смещен с поста главы КПЧ, хотя по-прежнему оставался президентом Чехословакии. 5 января 1-м секретарем КПЧ был назначен молодой политик Александр Дубчек. Поначалу Москва спокойно отреагировала на внутрипартийный переворот в Чехословаскии, ведь Дубчек в свое время жил и учился в школе до войны в Советском Союзе, а в 1958 году закончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС.
Однако практически сразу в стране начались демократические преобразования, которые резко усилились после Апрельского пленума ЦК КПЧ, когда многие реформаторы были назначены на руководящие посты в государстве. Новотный покинул пост президента страны еще 28 марта 1968 года под давлением прессы и критики со стороны простых граждан.
После Апрельского пленума в стране начались реформы, целью которых была демократизация общества, многопартийность, свобода слова, контакт с Западом, введение в стране "социализма с человеческим лицом". Эти перемены были восторженно приняты народом страны, но вот партнеры по Варшавскому договору отнеслись к процессам демократизации в Чехословакии крайне негативно — они опасались, что страна отколется от военного блока.
Еще 23 марта состоялось в Дрездене совещание 6 компартий (СССР, Венгрии, ГДР, Польши, Болгарии, Венгрии и Чехословакии) на котором Гомулка и Ульбрихт (лидеры коммунистических движений Польши и ГДР соответственно) назвали происходящее в Чехословакии "ползучей контрреволюцией". Оно и понятно — если в Чехословакии убрали Новотного, то зачем в других странах Ульбрихт и Кадар, Гомулка и Живков, да и Брежневу нашлось бы чего опасаться внутри страны.
Однако Чехословакия уверенно шла по пути реформ и останавливаться не собиралась — расширялись полномочия республик, уменьшалась их зависимость от центрального правительства. Прошла реабилитация жертв репрессий, начали создаваться советы рабочего самоуправления, была восстановлена Словацкая грекокатолическая церковь. В июне 1968 года количество поданных заявок на регистрацию различных политических партий и течений превысило 70.
Встречи советского и чехословацкого руководства проходили в обстановке недоверия, но Брежнев не спешил форсировать события по венгерскому сценарию 1956 года, хотя сам план появился 8 мая. От этого предостерегал советского лидера Янош Кадар. 17 августа Кадар на встрече с Дубчеком заявил, что обстановка стала критической, но Дубчек не пожелал свернуть реформы.
18 августа СССР, Болгария, Венгрия, ГДР и Польша окончательно договорились о вторжении в непокорную Чехословакию. Операция "Дунай" началась в ночь с 20 на 21 августа 1968 года и завершилась временной оккупацией Чехословакии. Со стороны стран Варшавского договора было задействовано до 300 000 солдат и около 7 000 единиц бронетехники. Наибольшие силы выдвинул Советский Союз. Чехословацкая армия получила приказ не сопротивляться. Тем не менее простые граждане страны вступали в стычки с оккупантами, пытались бросать в бронетехнику бутылки с зажигательной смесью. Считается, что погибло 11 советских воинов и 108 граждан Чехословакии.
26 августа Дубчек и его товарищи оказались вынуждены в целях предотвращения дальнейшего кровопролития подписать Московский протокол. Демократические реформы прекращались, страна оказалась под временной оккупацией.
Колесо истории повернуло вспять.
Уважаемые читатели! Если вам вдруг понравилась публикация, то прошу ее лайкнуть и, по возможности, подписаться на канал и поделиться в соцсетях.