На самом деле есть только один вопрос, который вам когда-либо нужно задать кому-то, чтобы выяснить, хороший ли он человек или нет, и это с преднамеренной простотой: вы думаете, что вы хороший человек?
И на это есть только один приемлемый ответ. Люди, которые действительно хороши, люди, которые всегда знают о доброте, терпении, прощении, компромиссе, извинениях и доброте, всегда отвечают « нет».
Никто не может быть хорошим человеком и в то же время чувствовать себя невинным или чистым внутри. Можно сказать, что добро является уникальным следствием острого и постоянного осознания своей способности быть плохим, то есть быть бездумным, жестоким, самодовольным и глухим к законным потребностям других. Только на основании постоянного бдительного впечатления о том, что человек не имеет права судить себя выше подозрительности, он приближается к этическому высокому стандарту, который заслуживает звания «хорошо» (слово, которое никто до сих пор никогда не может использовать сам ). Ценой того, чтобы быть по-настоящему хорошим, должно быть постоянное подозрение, что кто-то может быть монстром - в сочетании с фундаментальным колебанием называть кого-либо еще чудовищным. Виновная совесть - основа добродетели.
Соответственно, только по-настоящему плохие люди не бодрствуют ночью, беспокоясь о своих персонажах. Обычно самым трудным или опасным людям на планете никогда не приходило в голову, что им может не хватать. Их болезнь состоит в том, чтобы всегда находить зло вне себя: по определению виноваты другие, жестокие, грешные, не имеющие суждений и заблуждения. И их работа заключается в том, чтобы уничтожить этих нечистых людей и исправить их зло в огне их собственной праведности.
Это мрачный парадокс, что худшие дела, в которых люди когда-либо были виновны, были совершены людьми с легкой совестью, людьми, которые чувствовали, что они определенно были на стороне ангелов, людьми, которые были полностью уверены, что в их руках справедливость , То, что объединяет людей, которые сообщают о своих соседях в тайную полицию, толпы, которые сжигают своих жертв по кольям, танцуя вокруг их агонизированных тел, правительственных чиновников, которые устраивают очистительные лагеря, и наций, которые уничтожают своих врагов особым варварством, заключается в их последовательном и подавляющее чувство, что они поступают правильно - в глазах Бога, истории или Истины. Пытаясь понять, почему люди совершают злые поступки, никогда не начинайте с того, что представляете, что они понимают их как зло; помните, что они выполнили бы свою мерзость, потому что были образцами. Страстное чувство того, что он является орудием справедливости, лежит в основе самых ужасных и недобрых моментов человечества.
Не всегда легко волноваться о том, может ли кто-то быть хорошим. Больно осознавать, как часто можно было бы извлечь выгоду из несправедливых преимуществ, как часто человек мог быть нетерпеливым или сдержанным, злым или безрассудным. Опять же, только благодаря таким трудным сомнениям можно контролировать любые проявления тщеславия и агрессии и делать себя соответствующим образом вдумчивым и нежным.
Отличительной чертой всех самых жестоких эпох истории является то, что некоторые группы решают, что они нашли причину, которая дает им монополию на справедливость: что конкретный бог дал им особую миссию по искоренению греха или когда они изучают экономику или Биология показала им один истинный путь к правильному будущему - в этот момент нет предела количеству яиц, которые можно разбить, чтобы приготовить праведный омлет. И, как следствие, самые добрые отрезки истории - это те, когда большинство людей ежедневно бодрствуют, задаваясь вопросом, как им легко обойтись с другими, потому что они настолько несовершенны, когда чувство скептицизма и извинений доминирует над каждым социальным обменом, когда человек постоянно проявляет благотворительность в слове. и поступок от чувства безупречности - и когда люди всегда могут легко простить, потому что они знают, сколько в них должно быть прощено.