Найти в Дзене

Анатомия творчества: 3 этапа раскрытия таланта

Оглавление

В этой статье я хочу поделиться своим видением и опытом реализации таланта.

В моём случае - это рисование

Однако, по жизни, наблюдая за знакомыми музыкантами, писателями и поэтами прихожу к выводу, что схема отношений со своими творчеством у всех примерно одинаковая.

Итак,

Этап 1: Сублимация

Да-да, она, родимая.

Сублима́ция — защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество

Дело было в подростковом возрасте и юношестве. Так как проговаривать свои эмоции я не умела, да и не принято это было, ни в семье, ни в школе, ни с друзьями - все травмы у меня запечатывались в тело и немного сливались через рисование.

Помогало. Это был тёмный-тёмный период моего творчества. Депрессивные сюжеты, безрадостные, с черепами и всякими такими сюжетами безысходности. Вся чернота внутри выплёскивалась черными гелевыми чернилами на бумагу.

Это была в чистом виде арт-терапия, как я сейчас понимаю. И она действительно работает!

Хороший метод "спустить пар", слить негатив, "рассказать миру" о своих переживаниях, выплеснуть яд наружу и остановить медленное, но верное самоотравление.

Со стороны это выглядит так, что на этом этапе творчеством движет боль, внутренняя драма и страдания.

Отсюда надрыв, истерика, экспрессия или наоборот депрессивная безысходность в песнях, картинах, стихах.

"Больные" и израненные творческие люди таким образом выводят из себя психические токсины и сигнализируют миру о том, что им необходима помощь.

Пример рисунка-сублимации эмоциональной зависимости
Пример рисунка-сублимации эмоциональной зависимости

На этом этапе происходит очищение

Пока творчество загрязнено болью и страданиями, травмами личности, талант не может засиять и раскрыться во всей красе. Это как играть на нескольких клавишах пару-тройку нот в минорной тональности!

Для меня печально наблюдать, что талант многих так и застревает на этом этапе - в качестве средства хоть какой-то реабилитации травмированной личности.

Однако, если внимательно присмотреться, вчитаться и прислушаться - нас окружает талантливо выраженная боль 🤷‍♀️

Так было 1000, 500, 100 и 10 лет назад

Так есть сейчас и будет до тех пор, пока уровень затравмированности цивилизации не приблизится к нулевой отметке.

У меня этот этап закончился, когда я отрисовала огромную пачку темных мрачных образов и сюжетов. И мне полегчало. Рисунки тоже стали легче, светлее. Из исключительно чёрных они превратились в очень разные.

Я поняла, что теперь свободна от необходимости "лечить" себя рисованием. Через рисунки больше не вытекали ни слёзы, ни сопли, ни кровь, ни боль.

Талант стал рабочим инструментом не врача, а ремесленника.

Этап 2: Эксплуатация

Очистив талант, т.е. умение рисовать, я благополучно отложила его на дальнюю полку лет на 7. И занималась другими делами. Пока обстоятельства не сложились так, что я подумала "А не сделать ли мне иллюстрацию источником дохода...".

Так начался этап использования таланта для совершенно прикладной задачи - зарабатывать на жизнь.

Верно утверждение, что в профессии на одном таланте не уедешь, нужно мастерство

На этом этапе я столкнулась с необходимостью добрать компетенций: избавиться от "страха чистого листа", научиться рисовать быстро и так, как хочет заказчик, а не как хочу я.

"Страх чистого листа" - это когда ты не можешь взять себя в руки и начать рисовать. Это страх неопределенности и боязнь того, что результат не будет соответствовать твоим ожиданиям.

А самое главное, мне пришлось научиться рисовать не потому что хочется или вдохновение пришло, а потому что НАДО. Через "не хочу" и "не могу". Надо, значит надо.

Воля и дисциплина - залог формирования устойчивого навыка и признак профессионализма.

Так и есть) Согласовывать варианты, выдерживать сроки, перерисовывать одно и тоже по несколько раз...

Творчества в коммерческой иллюстрации очень немного. И таланту тесно в этих рамках. В отличие от мастерства, которое себя прекрасно чувствовало, из-го-тав-ли-ва-я картинки на заказ.

Пример коммерческой иллюстрации...
Пример коммерческой иллюстрации...
... и её воплощения
... и её воплощения

Шло время и в коммерческой иллюстрации, как профессии, мне стало тесно. Хотелось не выполнять креативные и творческие задачи, а ставить их. И я ушла, отложив талант ещё лет на пять.

Этап эксплуатации и мастерства - очень важный

Он дал свободу от таланта. Он показал его возможности.

Поработав иллюстратором год, я точно знала, что всегда могу опереться на своё мастерство и талант и сделать хорошо. Появилась уверенность и спокойствие.

До этого этапа мне была крайне важна оценка моих рисунков извне. После овладения ремеслом я стала опираться исключительно на своё отношение к результату и на его эффективность, т.е. решает или не решает рисунок стоящую перед ним задачу. Коммерческая иллюстрация всегда функциональна и с этим нельзя не считаться 🤷‍♀️

Этап 3: Служение

Название этого этапа звучит немного пафосно, но для меня полностью отражает суть процессов, происходящих внутри.

Так случилость, что включился "поток" и талант начал требовать своей реализации.

Почему включился и как я когда-нибудь отдельно напишу. А пока скажу, что это было совсем не похоже на прошлые этапы.

Отношения с талантом изменились кардинально

Во-первых исчезла свобода творить или не творить. Если образ-идея приходит, то он настойчиво требует воплощения. Без отлагательств.

Раньше можно было забЫть, забИть, пропустить, отложить, потерять и т.п. Сейчас - нет. Образы приходят уже готовые, "тяжёлые", энергетически заряженные и почти плотные. Стоят и требуют воплощения. Вообще не уходят.

А во-вторых, появилась лёгкость реализации. Быстро, почти без усилий и особого внимания, без мук и проволочек. Раз - образ утром пришёл, два - уже нарисовала его днём или вечером.

Нарисованные образы на этом этапе отличаются от рисунков-травм и от рисунков на заказ. Сейчас они скорее похожи на творческое высказывание. Как зашифрованное художественной формой послание о какой-то, часто прописной, но важной и вечной истине.

На этом этапе мне уже сложно называть себя иллюстратором. Скорее я художник. Потому что рисовать на заказ как раньше я уже не могу. Не прёт.

Не могу, тяжело рисовать из "надо" и из своих личных "хочу".

Могу рисовать только из Потока, из этой творческой энергии или уже готовых образов, которые или есть или нет. Сейчас рисовать - как выдыхать.

Талант больше не терпит насилия над собой

И я это принимаю.

На этом этапе я впервые задумалась над тем, что талант является ценностью и с ним нужно обходиться бережно.

Пример рисунка-"выдоха"
Пример рисунка-"выдоха"

Не знаю, последний ли это этап реализации таланта или дальше будут ещё. Мне нравится как со временем меняются отношения с творчеством. Интересно наблюдать за собой и за другими "художниками", в широком смысле этого слова.

Если вам знакомы эти этапы или же вы проходили путь раскрытия и реализации своего таланта как-то иначе, пожалуйста, поделитесь.

Мне будет очень интересно, приятно и полезно обогатиться вашим опытом

💚☀️🙏