Хладнокровное исследование больной для меня темы вымирания сакрального отечественного вида транспорта.
Ответ на данный вопрос занимает одну строчку. Но попробуем растянуть хотя бы на абзац. Спокон веков повелось так, что рыночные отношения уничтожают романтику в любых ее проявлениях. Т.к. романтика - вещь нерентабельная, плохо окупаемая, и, вообще, рынок не место для каких-либо сантиментов: тут торговать надо, а не друг о друга под прилавком тереться.
Собственно говоря, электрички в обозримом будущем рискуют стать одной из многочисленных жертв эры рыночной экономики. Оказывается, пригородные поезда крайне убыточны. Будучи одним из самых бюджетных видов транспорта, они не в состоянии покрыть расходы по собственному обслуживанию и эксплуатации только за счет доходов от продажи билетов. Поэтому возникающая разница между дебетом и кредитом последние несколько десятилетий покрывалась из региональных бюджетов областей, краёв и республик, а не средствами вассалов РЖД - пригородных пассажирских компаний, в собственности которых находятся серо-красные электробестии.
Но, ни для кого не секрет, что бюджеты областей, краёв и республик можно потратить с большей пользой для страны, родной земли и, может быть, даже людей, там живущих. Пишу, превозмогая судорогу в пальцах от ощущения высокопарной лживости последних 6-7 слов.
Региональные власти, к слову сказать, уже предпринимали попытки уничтожения электричек на корню. Первыми агнцами на заклание стали наиболее романтичные - ночные электрички. Из-за малой заполняемости (всего порядка 5-ти процентов) и, как следствие, катастрофической неокупаемости их практически полностью отменили еще в 00-ых. Теперь большинство фанатов Алёны Апиной, родившихся после 2000-го года полагают, что в своей самой знаменитой музыкальной композиции поп-дива воспевает иллюзорный мифический транспорт. Вроде крылатых коней, колдовской обуви или автомобилей РАФ. По моим сведениям, на текущий момент в стране сохранилась только одна ночная электричка "Киров - Яр - Глазов", отправляющаяся из Кирова в 3-ем часу ночи. Летом на Вятке светло уже в 02:00, так что это очередной сокрушительный удар по железнодорожной романтике.
В 2015-ом году начался самый настоящий бум отмены электричек. В разных субъектах федерации отменили от 1 до 30 рейсов. Только личное вмешательство президента спасло "постоянно сбегающую от Владимира Макарова" разновидность подвижного состава. Не очень понятно, что нашло на главу: то ли ностальгия, то ли осознание угрозы перекрытия Транссиба агрессивно настроенными кровожадными дачниками в Забайкалье. В общем, Путин В.В. ценой нечеловеческих усилий вернул большинство пригородных электропоездов обратно в расписание.
Однако с каждым годом времена становятся все тяжелее. Сейчас и вовсе тяжелые пришли. Если начнется повальное урезание расходных статей, то, скорее всего, электрички первыми попадут под карающий "shift+delete" оптимизаторов. Для перемещения на дальние расстояние, в конце концов, давно уже всяческие "Ласточки" запустили, а для "кому поближе" пустят автобусы - садово-дачной направленности и предельной запущенности.
Электрички исчезнут, а вместе с ними и песни под гитару без карьерной и турнирной мотивации, и торговля мини-косами, супер-клеями, архи-овощерезками, и возможность остограммиться в движении, и флирт с румяными попутчицами, и дурманящий аромат тамбура - в общем, все, за что мы так любим бессмысленные поездки на короткие расстояния, лето и отчизну.
Скоро людоедские законы капитализма снова резко снизят количество лирики в нашей жизни. И, если сейчас ты едешь в электричке, осмотрись, потрогай, принюхайся, поёрзай, попрощайся. Ведь это может быть твоя последняя поездка...
В порядке вещей. "Улица Ферросплавная" - цикл броуновской прозы
Москва - Владивосток на электричках
Сколько стоит доехать из Москвы во Владивосток на электричках?
Будни абстрактного президента. ГЛАВА 1