Найти тему
Отличный выбор!

Советы бывалого воспитателя

Как приучить детей к чтению? Что делать, чтобы он полюбил читать? Когда начинать читать с детьми книги?

Разобраться в этом вопросе мне помогла близкая подруга Елена Владимировна Полосина, филолог и логопед по образованию, всю жизнь проработавшая в детском саду.

Фото с просторов интернета
Фото с просторов интернета

Книги для самых маленьких (от 0 до 3 лет)

В этом возрасте самостоятельно ваш малыш сможет только попробовать книгу "на зуб". Но читать вслух ему очень полезно. Это прекрасная форма общения с малышом. Не забывайте, что речь ребенка формируется по подражанию, т.е., слушая вас, кроха учится говорить. Читайте выразительно, эмоционально, проговаривайте все звуки.

А еще при чтении показывайте ребенку картинки. Важно, чтобы иллюстрации были правдоподобными. Это поможет вашему малышу составить верное представление о реальности.

В таком юном возрасте книжки должны быть очень прочными, которые можно и попробовать на зубок, и искупать в ванной. Привлекут кроху и книги с двигающимися, звуковыми элементами.

-2

Дорогие родители, читайте детям русские народные сказки: "Колобок", "Теремок", "Репка", "Курочка ряба", "Заюшкина избушка" - они дадут ребенку первые представления о добре и зле, взаимовыручке, труде. Не пренебрегайте потешками, песенками, прибаутками (это такие маленькие стишки, сопровождающие жизнедеятельность ребенка: как едим, как одеваемся, как умываемся). Вообще фольклорные произведения формируют представление о культуре народа!

Также можно посоветовать книги (стихи, сказки, загадки) В. Сутеева, К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Е. Чарушина, Е. Благининой.

Эти произведения легко читаются и запоминаются, т.е. самое то для развития памяти, внимания, смекалки, воображения.

От 3 до 5 лет - время серьезного и осмысленного чтения! Вы можете наблюдать, как ребенок проявляет интерес ко всему вокруг и пытается подражать взрослым. Наблюдая за игрой вашего малыша, вы однажды увидите, как он «читает» вслух своей любимой игрушке.

В этом возрасте ребенку важно, чтобы между героями были какие-то отношения, взаимодействие.

И еще важно! найдите такие книги, которые помогут крохе сделать что-то самому (наклеить картинку, раскрасить иллюстрацию). это тоже усилит интерес к чтению и разовьет мелкую моторику!

Что же почитать в этом возрасте?

Толстой А. «Буратино, или золотой ключик»

Драгунский В. «Денискины рассказы (выборочно, потому что в некоторых из них Дениска – дошкольник, а в других – даже пятиклассник, и не все они будут интересны ребёнку в одном и том же возрасте).

Волков А. Цикл повестей об Изумрудном городе.

Ганина М. «Тяпкин и Лёша»

Гаршин В. «Лягушка-путешественница»

Житков Б. «Что я видел», «Рассказы о животных», «Про Пудю», «Как я ловил человечков», «Что бывало»

Заходер Б. «Стихи для детей»

Козлов С. «Трям! Здравствуйте!»

Крюкова Т. «Автомобильчик Бип»

Маршак С. «Детки в клетке»

Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Михалков С. «Смех и слезы», «Зайка-зазнайка», «Дядя Стёпа» и другие стихи

Мориц Ю. Стихи для детей, «Букет котов»

Носов Н. первая книга о Незнайке (две другие рассчитаны на школьников), рассказы.

Паустовский К. «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Стальное колечко»

Пушкин А.С. Сказки

Усачев А. «Живая книга», «Мы играли в Паповоз» и другие стихи, «Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек»

Успенский Э. «Чебурашка и Крокодил Гена», «Дядя Федор, пес и кот», «25 профессий Маши Филиппенко», «Гарантийные человечки», «Про мальчика Яшу», «Про Веру и Анфису» стихи для детей

Джанни Родари “Чипполино”

Шарль Перро. Сказки

Туве Янсон – «Шляпа волшебника», «Опасное лето», «Мумми-троль и комета», «Зима в Мумми-доле» и др. сказки о мумми-тролях.

В 5 - 7 лет ребенок способен воспринимать повести и сказки со множеством героев, состоящие из нескольких глав, а также детские журналы, книги со сложными иллюстрациями (которые нужно долго рассматривать). Не забывайте о детских энциклопедиях (ребенку скоро в школу!).

В этом возрасте можно покупать книги без картинок - это развивает воображение!

И еще! Пора в библиотеку! Дайте ему там полистать самые разные книги: и миниатюрные издания, и огромные атласы и альбомы. Это все пробуждает интерес к чтению. И список книг для чтения, конечно, гораздо больше.

Аксаков С. «Аленький цветочек»

Александрова Г. «Домовенок Кузька и волшебные вещи» (с продолжениями)

Бажов П. «Серебряное копытце»

Бианки В. «Лесная газета», «Синичкин календарь»

Губарев В. «Трое на острове», «В тридевятом царстве», «Королевство кривых зеркал»

Ершов П. «Конек-Горбунок»

Каверин В. «Песочные часы»

Катаев В. «Цветик-семицветик», «Дудочка, кувшинчик», «Волшебный рог Оберона»

Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка», «Аленушкины сказки»

Маршак С. «Двенадцать месяцев», «Умные вещи»

Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»

Михалков С. «Праздник непослушания»

Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы»

Нестайко В. «Единица с обманом», «Пятерка с хвостиком», «Таинственный голос за спиной», «Тореадоры из Васюковки», «Похитители ищут потерпевшего»

Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Фантазеры»

Остер Г. «38 попугаев»

Пантелеев Л. «Честное слово», «Белочка и Тамарочка», «Веселый трамвай»

Пермяк Е. Сказки

Пивоварова «О чем думает моя голова», «Однажды Катя с Манечкой»

Погодин Р. «Кирпичные острова»

Токмакова И. «Аля, Кляксич и буква А»

Толстой Л. «Прыжок», «Лев и собачка», рассказы и сказки

Чехов А.П. «Каштанка»

Шварц Е. «Золушка», «Снежная королева»,

Андерсен Г. Сказки и истории

Барри Дж. «Питер Пэн и Венди»

Братья Гримм Сказки

Киплинг Р. «Маугли», «Маленькие истории»

Кэрролл Льюис «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»

Линдгрен Астрид «Братья Львиное Сердце», «Карлсон», «Пэппи длинный чулок»

Лобату Монтейру «Орден Желтого Дятла»

Распе Р.Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»

Родари Джанни «Приключения Чиполлино», «Торт в небе», «Путешествие «Голубой стрелы», «Джельсамино в стране лжецов»

Не забывайте: что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш малыш.

И конечно, не читайте насильно! Если ребенок хочет поиграть, дайте ему такую возможность. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, а было удовольствием!