Найти тему
ВЫБЕРУ.РУ

Миллиарды на ветер. Обещанные госуслуги не работают

Оглавление
Госуслуги как игра. Фото:  web-arhive.org
Госуслуги как игра. Фото: web-arhive.org

Вы играли когда-нибудь в квесты? А в квесты, созданные государством? У чиновников есть суперспособность — превращать даже получение небольшой справки в увлекательное приключение из нескольких уровней сложности. Период пандемии и режим ограничений — режим сложности для профессионалов. Но, возможно, это уйдёт в прошлое. Власть задумывается перевести государственные услуги в онлайн формат, а также создать единую платформу взаимодействия органов власти. Однако удачная мысль застряла в недоработках, за которыми никто не следит. Вот и сейчас, слушая Мишустина, хочется задать вопрос: миллиарды бюджетных средств действительно помогут получать справки за один день без походов в госучреждения или на выходе будет только отчёт о проведённой работе.  

Ваши бы слова, да чиновникам в уши

Премьер-министр Михаил Мишустин на онлайн-конференции Сбербанка по кибербезопасности заявляет:

Подготовленный правительством РФ общенациональный план действий по восстановлению экономики России после кризиса основывается на ускорении цифровизации экономики и госуправления. Мы радикально увеличим количество доступных электронных государственных услуг, а также создадим принципиально новые меры поддержки цифрового бизнеса

Эта мысль звучит с самого начала самоизоляции. Нам говорят о межведомственном взаимодействии, которое избавит от сбора справок, об автоматическом продлении пособий, о широких возможностях Госуслуг и его сервисов.

Правительство планирует потратить огромные деньги, чтобы запустить единую платформу, которая свяжет воедино все госструктуры, объединит их базы данных, упростит проверку документов при назначении пособий.

Пока не работает

У нас действительно есть зачатки системы, которая позволяет получать госуслуги в онлайн формате. Однако чем чаще ею пользуешься, тем больше разочаровываешься.

Пример первый

Например, на портале Госуслуг можно заказать свидетельство о расторжении брака.

Вообще, чтобы развестись, надо проделать такой путь:

  • Подать иск в суд.
  • Пройти судебные процедуры и получить решение, в котором говориться, что супругов разводят.
  • Подождать, пока решение вступит в законную силу (30 дней со дня получения решения).
  • Идти в ЗАГС за свидетельством о разводе.

На последнем этапе, желая получить услугу в электронном виде, видим такую инструкцию от сайта Госуслуг.

-2

Обращаем внимание на перечень необходимых документов, где фигурирует свидетельство о браке. Однако, пройдя судебную процедуру, у вас не будет на руках этого документа. Он остаётся в суде. Возможно, где-то есть копия, но не всегда и не у всех.

Получается, что услугу получить невозможно. Придётся идти в ЗАГС лично. Однако во время режима ограничений туда не пустят. Придётся искать номер телефона ЗАГСА (это ещё один квест повышенной сложности), звонить, договариваться о приёме.

Пример второй

Очень простая услуа — выписка об остатке средств материнского капитала. Нужна, например, чтобы оформить ипотеку. Идём на Госуслуги, читаем информацию, нам всё нравится, поэтому заказываем справку.

-3

Справку делают очень быстро, но она вызывает недоумение.

-4

В Пенсионном фонде пояснили, что справка с Госуслуг не имеет никакого действия, единственный спсооб её получить — прийти лично. Если заказать в отделении, то придётся ждать пять дней, если заказать на сайте ПФР  три дня. Но есть хитрость. Справку надо заказывать, не вводя логин и пароль от Госуслуг, иначе получится точно такая же бумажка. Самое интересное, что сайт настойчиво просит войти.

Почему справка делается три дня — очередная загадка, потому что на сайте ПФР можно в онлайн режиме посмотреть остаток маткапитала. Там не хватает только печати и подписи ведомства.

Что мы в итоге получаем?

Власть получает отчёт о том, что у нас есть круг услуг, которые можно получить в электронном виде. Нам бодро рассказывают об инновациях в правительстве и выполнении государственного курса.

Тише едешь — быстрее подпишись на нас Дзен.

Фото: "Выберу.ру"/Иван Анчуков
Фото: "Выберу.ру"/Иван Анчуков

Подписывайтесь на наш канал, - и мы научим вас отличать плохие советы от вредных. Мы рассказываем о деньгах, банках и финансовых проблемах.