Вы играли когда-нибудь в квесты? А в квесты, созданные государством? У чиновников есть суперспособность — превращать даже получение небольшой справки в увлекательное приключение из нескольких уровней сложности. Период пандемии и режим ограничений — режим сложности для профессионалов. Но, возможно, это уйдёт в прошлое. Власть задумывается перевести государственные услуги в онлайн формат, а также создать единую платформу взаимодействия органов власти. Однако удачная мысль застряла в недоработках, за которыми никто не следит. Вот и сейчас, слушая Мишустина, хочется задать вопрос: миллиарды бюджетных средств действительно помогут получать справки за один день без походов в госучреждения или на выходе будет только отчёт о проведённой работе.
Ваши бы слова, да чиновникам в уши
Премьер-министр Михаил Мишустин на онлайн-конференции Сбербанка по кибербезопасности заявляет:
Подготовленный правительством РФ общенациональный план действий по восстановлению экономики России после кризиса основывается на ускорении цифровизации экономики и госуправления. Мы радикально увеличим количество доступных электронных государственных услуг, а также создадим принципиально новые меры поддержки цифрового бизнеса
Эта мысль звучит с самого начала самоизоляции. Нам говорят о межведомственном взаимодействии, которое избавит от сбора справок, об автоматическом продлении пособий, о широких возможностях Госуслуг и его сервисов.
Правительство планирует потратить огромные деньги, чтобы запустить единую платформу, которая свяжет воедино все госструктуры, объединит их базы данных, упростит проверку документов при назначении пособий.
Пока не работает
У нас действительно есть зачатки системы, которая позволяет получать госуслуги в онлайн формате. Однако чем чаще ею пользуешься, тем больше разочаровываешься.
Пример первый
Например, на портале Госуслуг можно заказать свидетельство о расторжении брака.
Вообще, чтобы развестись, надо проделать такой путь:
- Подать иск в суд.
- Пройти судебные процедуры и получить решение, в котором говориться, что супругов разводят.
- Подождать, пока решение вступит в законную силу (30 дней со дня получения решения).
- Идти в ЗАГС за свидетельством о разводе.
На последнем этапе, желая получить услугу в электронном виде, видим такую инструкцию от сайта Госуслуг.
Обращаем внимание на перечень необходимых документов, где фигурирует свидетельство о браке. Однако, пройдя судебную процедуру, у вас не будет на руках этого документа. Он остаётся в суде. Возможно, где-то есть копия, но не всегда и не у всех.
Получается, что услугу получить невозможно. Придётся идти в ЗАГС лично. Однако во время режима ограничений туда не пустят. Придётся искать номер телефона ЗАГСА (это ещё один квест повышенной сложности), звонить, договариваться о приёме.
Пример второй
Очень простая услуа — выписка об остатке средств материнского капитала. Нужна, например, чтобы оформить ипотеку. Идём на Госуслуги, читаем информацию, нам всё нравится, поэтому заказываем справку.
Справку делают очень быстро, но она вызывает недоумение.
В Пенсионном фонде пояснили, что справка с Госуслуг не имеет никакого действия, единственный спсооб её получить — прийти лично. Если заказать в отделении, то придётся ждать пять дней, если заказать на сайте ПФР — три дня. Но есть хитрость. Справку надо заказывать, не вводя логин и пароль от Госуслуг, иначе получится точно такая же бумажка. Самое интересное, что сайт настойчиво просит войти.
Почему справка делается три дня — очередная загадка, потому что на сайте ПФР можно в онлайн режиме посмотреть остаток маткапитала. Там не хватает только печати и подписи ведомства.
Что мы в итоге получаем?
Власть получает отчёт о том, что у нас есть круг услуг, которые можно получить в электронном виде. Нам бодро рассказывают об инновациях в правительстве и выполнении государственного курса.
Тише едешь — быстрее подпишись на нас Дзен.