Один из самых древних дошедших до нас сводов законов содержится в общеизвестном Пятикнижии, одной из основ современного иудаизма. Согласно легенде, эту книгу написал сам пророк #Моисей, изложив в ней знания и заповеди, которые ему сообщил Бог. Лично сообщил, надо добавить. Эта священная в иудаизме книга, как и следует напрямую из ее названия, состоит из пяти частей: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Еврейский народ в древности придерживался заповедей, изложенных в ней, и почитал их как единственно верные законы, пришедшие от Бога.
Ведь помимо сугубо религиозных требований, #Пятикнижие (или закон Моисеев) еще и регулировало еще и общественную жизни древних израильтян. Причем, по сравнению с многими народами-современниками, #евреи придерживались гораздо более прогрессивных законов, которые подразумевали под собой ценность человеческой жизни и заботились обо всех членах общества от самых богатых до простых бедняков и даже рабов.
Так вот, среди прочего #законы Моисея прямо запрещали хозяину земли полностью собирать урожай. Например, если на поле шла уборка зерновых, то край поля требовалось оставить нетронутым. Упавшие же при жатве колоски подбирать так же запрещалось. При сборе винограда тоже запрещалось подбирать упавшие ягоды, а при сборе маслин - сбивать с веток остаток плодов. Вот как это сформулировано в самом Пятикнижии (книга Левит 19:9, 10): "Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай.."
Так в чем же был смысл такого закона? В пожертвовании части урожая Богу?
Нет! Совершенно в другом. Остатки урожая Моисей завещал оставлять бедноте, вдовам и сиротам. Тем самым он убивал сразу двух зайцев. Во первых, это воспитывало и поощряло #благотворительность и жалость к бедным и несчастным со стороны более обеспеченных слоев населения, учило их щедрости и доброте. Во-вторых, сами бедники могли получить пропитание, причем не бездельничая, как сейчас благодаря "пособиям по безработице" в развитых странах, а своим тяжелым трудом. Такис образом, Моисей давал им не рыбу, но удочку, поощряя трудолюбие, а не нищенство.
Хороший же был закон, не так ли?