Нередки случаи, когда молодой маме необходимо прогуляться в магазин одежды или продовольствий с маленьким ребенком. Такое решение — скорее необходимость, когда не с кем оставить свое чадо. Однако путешествие может закончиться скандалом у входа в магазин, если администрация окажется против неугодного детского «транспорта».
Что теперь делать: не ходить с детьми в магазин? Брать ребенка на руки? Или вручить малыша охраннику?
Почему магазины «против» детских колясок
Сотрудники объясняют свое решение тем, что в детской коляске легко спрятать украденный товар. И «защищаются» от мелких хищений внутренними запретами, приравнивая средство передвижения к тележке. Такая статистика приходит от магазинов самообслуживания, где мамы гуляют с колясками, которые проверять сотрудники не имеют права.
Что говорит законодательство
Конституция РБ обеспечивает гражданам право на свободное перемещение. Это значит, что ввозить детские коляски в магазины не запрещено. Не будем голословными и обратимся к законам РБ «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» и «О защите прав потребителей». В положениях законов мы видим две полярные позиции.
Со стороны продавца. В статье 10 Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» указано:
«При организации и осуществлении торговли субъекты торговли вправе определять: <…> иные (не установленные государством) условия организации и осуществления торговли».
— то есть магазин может вводить любые внутренние правила работы, однако они не должны быть необоснованными.
Со стороны покупателя. Статья 5 Закона «О защите прав потребителей» гласит, что потребитель имеет право на «свободный выбор товаров (работ, услуг)» (п. 1.3.). Статья 10 настоящего Закона имеет дополнения:
«Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан оказывать содействие потребителю в свободном выборе товара (работы, услуги)» (п. 2).
«Установление <…> прямых или косвенных ограничений при выборе товара (работы, услуги) не допускается, за исключением <…> ограничений, предусмотренных законодательством (п. 4).
— это значит, что при розничной торговле магазин обязан предоставить товар каждому, кто к нему обратится.
Итак, разобрались
Ограничить посещение магазина администрация может в том случае, если посетитель нарушает права и интересы других граждан. Поэтому покупатели на роликах, с мороженым, напитками или в грязной одежде по закону могут быть не допущены в торговый зал (так как могут навредить имуществу граждан). А вот мамы с детскими колясками вправе заходить в магазин и гулять вдоль торговых рядов свободно.
Как поступить, если не пустили с коляской в магазин
Если вы столкнулись с неправомерными действиями со стороны администрации магазина, то вы вправе обратиться:
— к уполномоченным по защите прав потребителей Администрации своего района;
— в отдел защиты прав потребителей и контроля за рекламой Управления предпринимательства Мингорисполкома;
— в управление торговли и услуг Мингорисполкома;
— в общественную защиту прав потребителей.
Имею ли я право на моральную компенсацию
Вернемся к статье 5 Закона «О защите прав потребителей»:
«Потребитель имеет право на государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством» (п. 1.6).
Никакие внутренние правила магазина не могут препятствовать вашему намерению купить товар или передвижению граждан (детей), которые не могут перемещаться без коляски. Если столкнулись со спорной ситуацией, то можете обратиться за консультацией к юристу.
Фото носят иллюстративный характер. Обложки: expertology.ru, vkapuste.shop.