Двух молчаливо следующих за Ним учеников Иоанна Иисус спрашивает: «Что вам надобно?» Они отвечают: «Равви! где живешь?» Они ищут не что-то, но кого-то – личность. Более того, они желают знать не только, куда идет Иисус, но где Он живет. Они хотят быть постоянно рядом, подле Него. Им мало мимолетной встречи. Так с первой страницы история апостолов ставит Иисуса в центр. То, чего я ищу – не моральное совершенство. И не ладно скроенное миросозерцание. И не какой-то дар, и не та или иная харизма. Личность Христа – вот все, что мне нужно.
Вопрос Иисуса, обращенный солдатам, пришедшим взять Его: «кого ищете?» подобен вопросу, обращенному первым ученикам: «что вам надобно?». Слова учеников Иисусу «все ищут Тебя» не теряют своей актуальности. Одни ищут Иисуса, чтобы пойти за Ним. Другие – чтобы низвести, уничтожить. Если бы эти группы были хотя бы четко разделены! Увы, грешный удел наш толкает нас то в одну, то в другую сторону.
Иисус не говорит: «Я покажу вам путь». Он говорит: «Я есмь Путь». Он не говорит: «Я научу вас истине». Он говорит: «Я есмь Истина». Он не говорит: «Я дам вам жизнь». Он говорит: «Я есмь Жизнь». Так о Христе будет говорить апостол: «Для меня жизнь – Христос», Он – освящение наше, Он – правда наша. Мы можем говорить о Христе как о сущности, поскольку сущность всякого добра, любых даров – Он.
Во Христе живая личность заменяет закон. Теперь уже не в силу писаной заповеди я оттолкнусь от убийства и прелюбодеяния, но потому, что передо мной стоит личность – Христос. Христос так сказал, так жил и умер, и все это – сказанное Им и прожитое – стало с тех пор вечным первообразом. Христос упраздняет Закон и в то же время делает его совершенным. Подобно реке, впадающей в море: каждая капля ее здесь слилась с морскими водами, но самой реки уже нет.
Всякий понявший эту замену может особым, именно христианским образом ставить вопросы «во Христе», в «контексте Христа». Когда Павел предостерегает христиан против блуда, он не занимается нравственными увещеваниями о чистоте. Он лишь спрашивает, могут ли члены Христа быть членами блудницы. Он не рассуждает о бессмертии души, но говорит: если Христос не воскрес, то вера наша тщетна.
Иисус Христос очами простой веры
Читайте также:
Может ли человек достигнуть святости?