Найти тему
Art&Culture

Игорь Поносов: «Власти Москвы не расположены воспринимать уличное искусство»

Перформативное взаимодействие с фальш-архитектурой. Москва, 2019. Источник: Игорь Поносов, архив
Перформативное взаимодействие с фальш-архитектурой. Москва, 2019. Источник: Игорь Поносов, архив

Центр творческих индустрий Фабрика, старейший арт-кластер Москвы, готов принимать гостей - всех неравнодушных к современному искусству. 23 июля здесь открывается летний выставочный сезон. Один из проектов, который увидит аудитория Фабрики, реализуется в рамках программы «Фабричные мастерские. Сессия VI». Мы поговорили с участником этой программы, известным уличным художником, куратором, Лауреатом премии Сергея Курёхина в области современного искусства, Игорем Поносовым.

Почему ты выбрал Фабрику для своего персонального проекта?

23 июля на Фабрике пройдёт моя первая полноценная персональная выставка в Москве. До этого момента меня не особо интересовали галереи – в основном я работал в городском пространстве. Арт-центр Фабрика – место уникальное, прежде всего тем, что это один из первых московских арт-кластеров. Открывшийся еще в 2005 году, он, в отличие от других, не испорчен культурой потребления – на территории нет такого количества кафе и магазинов. Это позволяет сохранить какую-то свою особенную атмосферу – некоммерческое, отдаленное от центра меня привлекает в первую очередь. В 2019 году я стал участником программы «Фабричные мастерские» – в рамках нее на протяжении года я активно работал именно в мастерской, что так же стало поводом провести выставку именно здесь.

Разрезая стены. Москва, 2015. Плащ-палатка из материалов, заимствованных из городской среды. Источник: Игорь Поносов, архив.
Разрезая стены. Москва, 2015. Плащ-палатка из материалов, заимствованных из городской среды. Источник: Игорь Поносов, архив.

Что нового будет в проекте на Фабрике, расскажи о своей выставке?

Моя выставка «Разрезая стены» аккумулирует в себе ряд проектов, как городских, так и студийных. В 2015 году в городском пространстве я провел акцию-перформанс, где из куска фальшфасада сконструировал плащ-палатку – она положила начало большой серии работ, объединенных темой поглощения человека городом, архитектурой, попыткой в этом всем спрятаться, раствориться. На выставке будут представлены мои уличные работы из Москвы, Фрайбурга (Германия) и Тарту (Эстония), а так же коллажи, рисунки и объекты, которые создавались мной параллельно в мастерской на протяжении 5 последних лет.

Перформативное взаимодействие с фальш-архитектурой. Москва, 2019. Источник: Игорь Поносов, архив
Перформативное взаимодействие с фальш-архитектурой. Москва, 2019. Источник: Игорь Поносов, архив

Какую реакцию ждёшь от аудитории?

Выставка «Разрезая стены» должна была пройти в апреле, но как многое в Москве, отменилась из-за пандемии. Изначально поднятая мной тема поглощения человека урбанизированной средой сегодня приобрела новую актуальность – мы все оказались в заточении, и сегодня пришло время эти стены разрушить, «разрезать», выбраться из состояния тревоги. Так что выставка имеет некое позитивистское прочтение, думаю, для кого-то может выступить и своего рода мотиватором.

Фрагменты памяти. Фрайбург (Германия), 2017. Городская интервенция в городском пространстве.  Источник: Игорь Поносов, архив
Фрагменты памяти. Фрайбург (Германия), 2017. Городская интервенция в городском пространстве. Источник: Игорь Поносов, архив

Твои самые любимые городские пространства для творчества?

Мои самые любимые городские поверхности на данный момент – это фальшфасады и баннерная реклама – эти материалы стали нашей повседневностью, как правило, они что-то скрывают или пропагандируют, являются неотъемлемой частью городского ландшафта. С этими поверхностями я и контактирую, материалы трансформирую в нечто другое, давая им новую жизнь.

За последние годы отношение города к уличному искусству изменилось?

В Москве, как и прежде, любые проявления неформального городского творчества подвергаются незамедлительному закрашиванию, поэтому уличные художники проявляют особую изобретательность в том, чтобы выработать новые тактики и найти пространства для самовыражения. Собственно и к масштабным росписям, созданным при согласовании с городом ранее, отношение тоже неоднозначное – так, например, вполне декоративные работы, созданные в рамках международного паблик-арт фестиваля «Лучший город земли» в 2013 году, были так же закрашены властями в прошлом году. Причиной стал новый закон, определяющий тематику подобных работ – это наука, спорт, исторические события и проч. Это говорит о том, что власти Москвы не расположены воспринимать уличное искусство не только как форму низового творчества, но и как согласованное монументальное искусство. В итоге, на московских фасадах мы видим работы преимущественно на военную тематику или же ориентированные на прославление исторических личностей. Таким образом, городские поверхности сегодня являются своего рода временными монументами, которые также выступают и площадкой для обкатки новых ориентиров – посредством такого рода муралов политтехнологи имеют возможность проверить реакцию общества.

Серия фотографий с люверсами. Москва, 2019-2020. Источник: Игорь Поносов, архив
Серия фотографий с люверсами. Москва, 2019-2020. Источник: Игорь Поносов, архив

Ты работаешь в дуэте с другими авторами, Кириллом Кто, например?

Я довольно часто работаю в кооперации с другими художниками. Формат творческого обмена мне наиболее импонирует – это позволяет работать более масштабно и системно. Так, например, одним из подобных наиболее длительных сотрудничеств было наше движение «Партизанинг» – с 2011 по 2014 год мы много работали вместе с Антоном Польским (Мэйк) над изменением Москвы посредством несогласованного ни с кем благоустройства. В 2010-2012 годы с Кириллом Кто мы занимались кураторской деятельностью на Винзаводе, поднимая важные темы в развитии городского искусства. Чуть позднее я сотрудничал с американским художником Брэдом Дауни – на протяжении многих лет мы создали ряд работ на тему российско-американских отношений, пытались найти пересечения в наших культурах. С Брэдом я и до сих пор нахожусь в творческом диалоге – во многом у нас схожие подходы и художественные тактики.

Твой личный топ-5 уличных художников мира. За кем из уличных авторов ты следишь в соц. сетях (Instagram)?

Так как кроме художественной практики я занимаюсь исследованием уличного искусства (издаю книги и курирую выставки), то слежу я за всеми активными уличными художниками, однако далеко не всё, что сегодня делается на улице, мне кажется интересным. В искусстве я ценю смелость, изобретательность, контекстуальность, юмор и многослойность. В этом плане мне импонируют работы Брэда Дауни, ОХ, Epos 257, Vladimir Turner, из российских: Тима Радя, Кирилл Кто, 0331с, Владимир Абих. Но вообще авторов, конечно, гораздо больше – о них можно прочитать в моей книге «Искусство и город», над переизданием которой я работаю прямо сейчас.

Где: Центр творческих индустрий ФАБРИКА, Переведеновский пер, 18

Когда: 23 июля - 23 августа 2020

Вход: бесплатный

Регистрация: здесь