Найти тему
Мы, славяне

Почему Польша считает себя жертвой России, а не ее неудачливым соперником?

Несмотря на то, что Польша исторически побеждала Россию в 16-17-х веках, а Россия Польшу – с 18-о столетия и до нашего времени, эта страна не склонна воспринимать противостояние, как старый «спор славян между собою» и считать себя несостоявшимся соперником, а всеми силами старается изображать невинную овечку.

Действительно, поляки могут припомнить нам многое: подкуп шляхтичей-избирателей для выбора выгодного России короля; трехкратные разделы своей родины; принудительную русификацию, суровое подавление восстаний и унижение гордого народа с тысячелетней историей; удар в спину в сговоре с Гитлером; бездействие во время расправы немцев над Варшавским восстанием; принудительное установление советской власти и прочая, и прочая…

В ответ русские, считающие себя не пaлaчaми, а победителями, оппонируют, что торговля голосами тогда была обычным делом; разделы проводились по инициативе немцев; русификация была в ответ на мятежи; договор с фашистками оказался вынужденным и был призван вернуть то, что поляки отняли за двадцать лет до этого; восстание не поддержали из-за того, что его участники договаривались с британским правительством, а не с Красной армией; а в советское время Польшей правили собственные коммунисты, заключившие союз с Москвой.

-2

Но поляки всего этого не признают категорически и легко забывают, что наши страны сотнями лет боролись за души славян, причем, Польша предлагала Восточной Европе беспорядочную демократию только для шляхты, а Россия – просвещенный (но не всегда) деспотизм своих царей.

Почему так происходит, я сейчас объясню. Начиная с установления в речи Посполитой шведской династии Ваза, в истории этого государства настали сложные времена. Сначала из-за принудительной политики обращения в католичество восстала прежде спокойная Украина. Затем чужеземные короли накликали на Польшу шведское вторжение, которое унесло жизни почти половины населения – больше, чем в 1940-е годы. После страна была разделена соседями, которые легко подавили всякое сопротивление и сурово расправлялись с последующими восстаниями. И наконец, в 20-м столетии, две Мировые войны велись не в малую степень на территории Польши.

-3

Именно поэтому потеря миллионов жизней принесла полякам стойкую установку «мы не можем победить» и привела к формированию менталитета жертвы. Даже несмотря на то, что и в свои худшие времена страна знала много побед и испытывала подъем культуры и науки, а сейчас вообще процветает, польский народ склонен выбирать из собственной истории именно те факты, которые изображают их потерпевшими.

Но неудачники всегда находят оправдания. Неважно, что немцы и австрийцы относились к полякам хуже, чем мы. Неважно, что у нас были споры и войны, в которых они долго наступали, но в конце концов потерпели поражение. Теперь им нужна роль жертвы, и это очень удобно.

Западные страны имеют долгую историю предубеждения против славян, и особенно, против русских, а сейчас они нашли себе идеального врага, способного сплотить ряды, даже несмотря на то, что холодная война давно окончилась, а коммунистическая система оказалась разрушена.

-4

В такой ситуации поляки легко могут сказать: «Эй, Франция, Германия, Англия! Это не наша вина, что мы не так же развиты, как вы. Это не потому, что мы продажные и воруем велосипеды! Во всем виновата Россия! Они вторглись в нашу богатую страну и разрушили нашу экономику! Вы же знаете русских, пожалуйста, помогите нам!»