Найти в Дзене
Кот Баюн

КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ: Дева Мария, богиня Прия, Георгий Победоносец и «новая хронология»

-2

Собирая материал для цикла статей «В поисках острова Буян», наткнулся на книгу наших знаменитых «альтернативщиков» Носовского и Фоменко (в дальнейшем Авторов), названную без лишней скромности «КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ. СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК, ОСТРОВ БУЯН И КРЫМ» и, как водится, полную откровений. Читая книгу, основное внимание естественно уделил главе, посвященной острову Буян, про изложенное в этой главе и будет дальнейший рассказ. Про Буян и Крым в отдельной статье, а вот про «былины», на которых основаны эти «открытия» прямо сейчас.

«Царица Дева Вана-Прия русских былин — это Дева Мария. Муж Прии-Ваны назван Егорием. Это Георгий Победоносец, он же евангельский Иосиф. Деве Ване-Прие являлся также Царь-Солнце в разных образах. Это Дух Святой. Рождение Ваной-Прией божественного младенца — это Рождество Христово»

«2.1. Рассказ старых былин»

Авторы предупреждают нас о том, что: «...В этой главе мы будем, в частности, пользоваться изложением старых русских былин и комментариями, сделанными в XIX веке А. В. Тимофеевым, издание 1883 года». Признаться, честно, я не люблю чужие пересказы произведений, поэтому нашел упоминаемое Авторами собрание «былин». Оригинальное название этого издания, о котором Авторы забыли сообщить, «Русские народные былины», они обильно цитируются Авторами, поэтому расскажу о них чуть поподробнее:

Вот первый лист оригинального издания, второй лист покажу чуть позже
Вот первый лист оригинального издания, второй лист покажу чуть позже

Идет рассказ о Микуле Селяниновиче, который согласно комментарию А.В. Тимофеева, «...под каким бы именем он в древности не был известен, есть родоначальник и представитель славянских земледельческих племен. Он изобретатель земледелия, которое было уж известно им еще в их праотчизне; стало быть, он родился еще в древнем их Вырии...». Одним словом, Микула Селянинович - собирательный образ славянских богов и самой Русской Земли.

Микула Селянинович -образ легендарного пахаря, символизирующего связь народа с землей, в русских былинах, особенно новгородских
Микула Селянинович -образ легендарного пахаря, символизирующего связь народа с землей, в русских былинах, особенно новгородских

Кроме всего прочего, рассказывается и о дочерях Микулы, которые, как и положено родственницам божества, были девушками весьма непростыми. Особенно подробно рассказано о младшенькой сестре Прии, по сюжету «былины» и вторящем ей Авторам - «Вана-Прия — один из главных образов русских былин». Тут непростая история ее любви, рождение чудесного ребенка, его похищение злыми силами, ссора убитых горем родителей и история происхождения племени славян.

ПРИЯ — богиня любви, брачного союза и плодородия в славянской мифологии
ПРИЯ — богиня любви, брачного союза и плодородия в славянской мифологии

2.2. Яркое соответствие: богиня Прия — это Дева Мария»«Сравним теперь былины с историей Девы Марии. ПРИЯ-ПРАВА-ВАНА — ПРЯХА И ТКАЧИХА, КАК И МАРИЯ БОГОРОДИЦА. — Опираясь на приведенные выше данные, мы должны согласиться с мнением комментаторов XIX века, что Прия-Права-Вана является отражением Девы Марии на страницах русских былин..». В самом деле. Неоднократно подчеркивается, что юная младшая дочь Микулы является ТКАЧИХОЙ И ПРЯХОЙ. Это полностью соответствует христианским сообщениям, что юная Дева Мария перед Благовещеньем и Непорочным Зачатьем ТКАЛА И ПРЯЛА».

«Сильное доказательство», «ТКАЛА И ПРЯЛА», как и еще тысячи женских персонажей мировой мифологии и литературы, ну что поделать, это было стандартным женским занятием времен античности и средневековья, поэтому женщина занятая подобной работой, распространенный образ. Для доказательств тождественности персонажа с Девой Марией явно маловато, а то придется в «отражение» Марии еще и Афину Палладу записать.

Афина, под личиной старухи, состязается с Арахной в искусстве рукоделия
Афина, под личиной старухи, состязается с Арахной в искусстве рукоделия

Афина была великой мастерицей и покровительницей рукоделия, но в канонический образ Девы Марии воинственная дочь Зевса никак не вписывается.

«ДЕВА ПРИЯ И ДЕВА МАРИЯ. — Былины подчеркивают, что Прия была Девой. Аналогично, девственность Марии — канонический сюжет Евангелий».

С такой логикой, любая, еще не спавшая с мужчиной девушка – Дева Мария. Опять же Афина подходит, а еще Жанна Дарк, Елизавета Тюдор и Валерия Новодворская... Не говоря о том, что Дева Мария осталась Девой и после замужества, а Прия:

Не раз попадала в жестокий полон
И вещая Прия, и царственный Вырий
Бывал под владычеством этих племен,
Ходивших до Инда. Не раз, может статься,
Она приживала от них и детей...

...какая уж тут Дева.

«МУЖ ПРИИ-ВАНЫ — МОГУЩЕСТВЕННЫЙ ВИТЯЗЬ ЕГОРИЙ. ЭТО ОТРАЖЕНИЕ МУЖА МАРИИ — ЕВАНГЕЛЬСКОГО ИОСИФА, ТО ЕСТЬ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА. Былина говорит, что мужем Прии становится Егорий, дивный божественный витязь. Он стал отцом ее детей. А по Евангелиям, мужем Марии становится Иосиф. Согласно нашим результатам, он же — святой Георгий Победоносец, он же египетский бог Гор или’Хор».

Сразу возникает вопрос, что заставляет считать мужа Прии тем же лицом, что и «святой Георгий Победоносец, он же египетский бог Гор»? Авторы, ни на секунду не задумываясь, отвечают: «Былинное имя ЕГОРИЙ — это то же самое, что и ГЕОРГИЙ». Спорить с этим не буду, но тогда еще и маршала Жукова придется в список мужей Прии заносить, его тоже «Жорой» звали. А если учесть, что до 1930 года «Егор» и «Юрий» тоже не были самостоятельными именами, а считались формами производными от имени Георгий, то одним Жуковым дело не обойдется.

Правда у Авторов есть еще одно «доказательство»: «..Былина говорит, что Егорий, муж Прии, представал перед ней в виде всадника на борзом коне. Действительно, Георгий Победоносец обычно изображается в виде всадника, поражающего дракона-змея...» Ну точно Жуков, он тоже бывший кавалерист и на коне его изображали.

Георгий Победоносец, причем безо всяких кавычек и иронии. Фрагмент картины «Маршалы Советского Союза Г.К.Жуков и К.К.Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года». Художник Присекин С. Н.
Георгий Победоносец, причем безо всяких кавычек и иронии. Фрагмент картины «Маршалы Советского Союза Г.К.Жуков и К.К.Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года». Художник Присекин С. Н.

«ДРУГОЙ МУЖ» ПРИИ — ЦАРЬ КРАСНОЕ СОЛНЦЕ. МАРИЯ БОГОРОДИЦА ЗАЧИНАЕТ ОТ ДУХА СВЯТОГО. Былина сообщает, что муж Прии являлся к ней в РАЗНЫХ ОБРАЗАХ, в частности, как БОЖЕСТВЕННОЕ КРАСНОЕ СОЛНЦЕ. Получается, что у Прии было как бы «два мужа» — земной и небесный. Скорее всего, это — указание на Духа Святого, от которого Мария зачала Иисуса. А Иосиф был «земным мужем» Марии...» Увы, ничего подобного «былина» нам не сообщает, если не вырывать из текста цитаты, а прочитать стихотворение целиком станет ясен его подлинный смысл.

РОЖДЕНИЕ ПРЕКРАСНОГО СЫНА У ПРИИ И РОЖДЕНИЕ ИИСУСА У МАРИИ...у Прии рождается сын на славу всем людям, от Красного Солнца и Матери смертной. У Младенца — ноги по колена в золоте, руки по локоть в серебре, во лбу ясный месяц» в волосах звезды, на затылке красное солнце...» довольно стандартное описание, обычное для русской сказки, но авторы делают вывод: «...мы ранее уже обнаружили, что именно так было описано Рождение Иисуса у Марии. Следовательно, ПРИЯ РОДИЛА МЛАДЕНЦА ИИСУСА...» не поленюсь, загляну в Библию:

«...Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице…»

ОТ ЛУКИ СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ

Рождение Иисуса Христа и приход волхвов
Рождение Иисуса Христа и приход волхвов

«...Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока ...

наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,

и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему...»

ОТ МАТФЕЯ СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ

Странно, но ничего общего с фантазиями авторов в Новом завете мы не находим, вывод о том, что сын героини «Песни 1-й. ВЫРИЙ, ДРЕВНИЙ РАЙ АРИЙЦЕВ» Прии был Иисусом, тоже являются плодом воображения авторов. Если кому-то это не нравится, договаривайтесь с Патриархом и Папой Римским о внесении изменений в «Новый Завет».

Царь Ирод, конечно персонаж не самый обаятельный, но все же нечистой силой не был. Картина «Избиение младенцев». Художник Маттео ди Джованни
Царь Ирод, конечно персонаж не самый обаятельный, но все же нечистой силой не был. Картина «Избиение младенцев». Художник Маттео ди Джованни

«НЕЧИСТАЯ СИЛА, ПОХИТИВШАЯ СЫНА ПРИИ, ЭТО ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ЦАРЬ ИРОД».- тут даже комментировать ничего не надо, поскольку никаких доказательств Авторы не приводят

«ОБВИНЕНИЕ ПРИИ В НЕВЕРНОСТИ МУЖУ — ЭТО ИУДЕЙСКОЕ ОБВИНЕНИЕ ДЕВЫ МАРИИ В БЛУДЕ». Притянуто за уши и ничего между собой общего не имеет. Обвинение жены в якобы неверности очень распространенный сюжет различных, не только русских, сказок и мировой художественной литературы в целом, почитайте хотя бы Шекспира. И при чем тут Дева Мария и Прия?! Дальше в том же духе, при таком подходе можно в свою пользу истолковать что угодно. Можно было бы и не продолжать, но есть еще один интересный момент, который в корне меняет суть дела.

Как и обещал, второй лист сборника «Русские народные былины», с названием первой поэмы сборника и указанием автора, написавшего эти «былины»
Как и обещал, второй лист сборника «Русские народные былины», с названием первой поэмы сборника и указанием автора, написавшего эти «былины»

Напомню, что Авторы в начале главы написали: «...В этой главе мы будем, в частности, пользоваться изложением старых русских былин и комментариями, сделанными в XIX веке А. В. Тимофеевым, издание 1883 года...» как мы уже видели, имеется в виду книга «Русские народные былины», куда входит обсуждавшая выше «Песнь 1-я. ВЫРИЙ, ДРЕВНИЙ РАЙ АРИЙЦЕВ». Но, вот какое дело, оказывается «Русские народные былины» не сборник оригинальных русских сказаний, в то время еще существовавших в устной народной традиции, а художественное произведение «по мотивам» народного творчества. Проще говоря, это сборник стихов поэта и писателя А.В. Тимофеева, в которых используются персонажи славянских мифов и легенд, и аутентичностью по отношению к подлинным былинам, в нем и «не пахнет». Как написано в рецензии об этом произведении Тимофеева : «...удачная попытка представить в живописных картинах всю историю России и в рельефных образах дать очерк происхождения славян...».

Весьма досадная невнимательность Авторов, которая полностью обесценивает их труд. Изучать русские былины по стихотворениям XIX века – бессмысленно, с таким же успехом можно изучать христианство по «Мастеру и Маргарите», а историю русского средневековья по «Руслану и Людмиле». Далее в своей книге Авторы рассуждают на тему Арконы, Дельф и острова Буяна, которые якобы расположены в Крыму, но об этом в следующий раз. Для желающих далее приведены отрывки из стихотворения А.В. Тимофеева «Песнь 1-я. ВЫРИЙ, ДРЕВНИЙ РАЙ АРИЙЦЕВ»

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ: В поисках острова Буян: Остров Буян, Крым, Дельфы, Аркона и «новая хронология»

Илья Муромец и Соловей Разбойник
Илья Муромец и Соловей Разбойник

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Песнь 1-я. ВЫРИЙ, ДРЕВНИЙ РАЙ АРИЙЦЕВ (отрывки)

-13

...Каких был Микула главою племен?
Какими путями пришел он с Востока?..
Известно одно лишь, что в древности он
Под небом блестящим жил светлого Юга...

Никто из сынов
Моих светозарных не будет покинут
Отцом их небесным... Я буду средь них
Во образе самом древнейшем Микулы, -
Ивана-царевича, - и всех других
Моих превращений...

О семье Микулы и его дочерях, особенно младшей...

О самых древнейших потомках Микулы;
Но знаем, что были в семье у него
Три дочери. Старшей, по имени Грозной,
Он дал назначенье быть вещим послом...

...Другая за ней
Микулина дочь, та была богатыршей,
Каких было много в начале тех дней.
Подобно индийской, воинственной Дурге,
Она проводила все время в войне...

...Но если одна дочь считалась послом,
Другая гуляла Поленицей вольной,
То мог ли Микула оставить свой дом
И быт свой оседлый без вещей хозяйки?...

...Она называться сначала должна
Чудесною Прией, потом вещей Ваной.
Подобно красавице Ганге, она,
Конечно, считалась в то время богиней.
Земля подарила ей вещий станок
И прялку; все чтили священное пламя
Ее очага и домашний порог.
Издревле она уж ткачиха и пряха...

Дальше следует непростая история любви Прии-Ваны...

Он светлый бог-Солнце, а Прия - земля;
Он также Громовник, а после Егорий,
Он земство, а Прия - мирская семья;
С тем вместе, он дивный, божественный витязь,

...рождение чудесного ребенка...

По колени ноги у него в золоте,
По локоть руки в серебре,
На лбу у него ясный месяц,
По косицам часты звездочки,
На затылке красно солнышко.

...его похищение злыми силами...

На первую ж ночь, только Прия уснула,
Нечистая сила взяла и его;
Проснулася Прия, глядит - в колыбели
Спит серая выдра.
Винить в том - кого?

...и ссора убитых горем родителей...

"Я вижу, что рано тебя я узнал:
Не мать, не жена ты, а злая колдунья,
С тобой живет всякий степной удалец;
Ты даже не в силах сберечь детей кровных.

...и история происхождения племени россов.

Мир твой зовет
Меня богом Славом; под именем этим
В последствии найдешь ты и славный твой род:
Он сам назовет себя родом славянским.

А ныне рожденный, юнейший твой сын,
Как я, светло-русый, как я, светозарный, -
Ищи по речным его руслам равнин;
Он там назовется богатырем-Росом...

Стихи вошли в сборник «Русские народные былины» 1883 года издания. Желающие могут найти их как в первозданном виде, в сети выложены копии издания XIX века, так и в современном «переводе» https://claw.ru/a-legendy/index3.html

-14