Найти тему
Красна шапочка

Ижевский памятник крокодилу: мои предположения о том, какие мифы лежат в основе образа чугунной рептилии, сидящей на скамье

Оглавление

Этот рассказ я хотела начать издалека - с пересказа легенды о змие, который, вроде как, жил в том самом месте, где теперь стоит город-завод Ижевск.

Но наткнулась на интересный материал в "Вятских губернских ведомостях" за 1899 год, в котором сам город был назван автором огнедышащей зубастой рептилией. Потому начну с истории об этом самом огнедышащем существе.

Огнедышащая зубастая рептилия

Этот образ был рождён мифологическим сознанием коренных жителей Удмуртии. Они видели нечто, что поглащало дары природы - лес и воду, а взамен рождало пламя. Нечто, очень похожее на дракона, постепенно превратилось в крокодила, который рыскал по окрестностям в поисках все новых и новых недр.

Интересно, что в течение века Ижевский завод, так изначально было названо поселение, подвергался "испытанию огнём" по меньшей мере четыре раза. Причем это не были случайности - дело рук людей. Однажды так и вовсе у заводчан были мысли, что это конец их дома.

Не любили город ни сами жители, ни соседи из близлежащих населённых пунктов. Вот к примеру, мы читаем в уже упомянутых "Ведомостях":

http://herzenlib.ru/vpeb/magazine/index.php?newspaper=354
http://herzenlib.ru/vpeb/magazine/index.php?newspaper=354

Надо отметить, что миф о заводе как о древнем существе, требующем дани в виде богатств края, постепенно перекинулся и на самих жителей города. В них видели тех, кто служил этому существу, а значит, и тех, кто был с рептилией в сговоре.

На деле негативное отношение соседей проявлялось в ироничном описании ижевчан как людей неопрятных, вечно находящихся в подпитии, неимоверно злых, живущих в распрях и душегубстве.

Эти описания очень интересны, особенно при обращении ко второму "псевдомифу". Хотя и он мог бы лежать в основе образа, послужившего созданию памятника рептилии, украшающей теперь город Ижевск.

Лучших мастероых завода царь награждал кафтаном зелёного цвета с цилиндром

Сергей Александрович Морозов. Творческая фотография. М.: Изд-во «Планета», 3-е изд., 1989, ISBN 5-85250-029-1 )
автор	Терехов_Н / Терехов Н.
Сергей Александрович Морозов. Творческая фотография. М.: Изд-во «Планета», 3-е изд., 1989, ISBN 5-85250-029-1 ) автор Терехов_Н / Терехов Н.

Многие связывают появление памятника крокодила в Ижевске с историей лучших мастеров завода, которые получали в свое время награду от царя.

Награда - кафтан с цилиндром, очень сходный с теми, в которых в царской России ходили высшие военные чины. Получить такое богатство в дар, да еще указом царя, - это была высшая награда.

В современном понимании это был еще и бонус на будущее, ведь "кафтанщики", впоследствии совершая проступки, не наказывались как остальные. К ним были снисходительны, ценили и давали второй шанс.

Крупные историки опровергают информацию о том, что кафтанщиков называли или сравнивали с крокодилами. Это роняло честь мундира, а ведь это были лучшие из лучших.

Особенно это странно звучит, если мы вспомним о заметке в "Ведомостях". Лучшие специалисты и вдруг худшие из людей, здесь чувствуется противоречие. По всей видимости, объяснить это можно только тем, что всех под одну гребёнку грести нельзя.

Называть ли кафтаны псевдомифом или нет? Ответить сложно, но никаких письменных подтверждений тому нет. А вот памятник визуально точно не похож на тех кафтанщиков, которых мы видим на старых снимках.

Иллюстрация из личного архива, автор моя дочь
Иллюстрация из личного архива, автор моя дочь

Был ли Оше прообразом чугунной скульптуры?

Оше в современной мифологии Удмуртии называют существо, которое жило в подводном мире вблизи Ижевского завода. Миф про этого водяного змея, Ош(ч)е > Оже > Иж > Ижевск, построен на языковой игре, а также попытках объяснить происхождение названия самого городка.

С лингвистической точки зрения, такие метаморфозы возможны, но становится ли от этого реальнее сам образ змея?

Наверное, тут ни да, ни нет. Он столь же реален как и сам завод, который представлялся язычникам как живое существо, которое пришло оккупировать их родной край. Но этот змей подполз с другой стороны - из реки Иж.

Водились ли когда-то в реке Иж крокодилы? По словам местных жителей, которые фиксировали газеты конца 19 века, да. Но на этот счёт есть сомнения. Ведь в то же время в городе-заводе был проездом царский цверинец, из которого часто сбегали животные. Чаще других это делали крокодилы.

Это как в игре про глухой телефон. Один сказал, второй пересказал, как услышал. И так пошло, пошло, пошло. А как было на самом деле, мы теперь уже не узнаем.

Город искал миф, и он его нашёл

Прежде чем писать этот пост, я побеседовала с одной знакомой, которая много лет прожила в Ижевске. Мне было интересно, что она думает по поводу этого памятника и мифологии.

Она сказала, что неважно был ли вообще миф. А если его не было, его нужно было бы выдумать. Город - завод, город гипертрофированно материальный, должен иметь мифологию, иначе это неправильно.

И пусть это будет крокодил, почему бы и нет? Они животные умные, сильные, крепкие. Ну а то, что он такой вальяжный, так это единство истории и современности. Его же студент "нарисовал".