Большая катушка
В прошлый раз мы говорили об особенностях модели GX-215D, вернее – о ее достоинствах. Рассмотрим теперь ее недостатки, которых, к сожалению, немало.
1. Если кинематика лентопротяжки магнитофона предельно проста, то о системе управления этой кинематикой такого не скажешь.
Всеми функциями – включением и выключением двигателей, переключением их режимов, работой ленточных тормозов и прижимного ролика – заведует чисто механический исполнительный механизм без какой-либо примеси электроники. В магнитофоне, правда, наличествует один соленоид, который не имеет прямого отношения к управлению лентопротяжкой. Мы обязательно сфокусируем на нем внимание, но несколько позже. Особого внимания заслуживает хитроумная конструкция автостопа, которая сделала бы честь любому разработчику каминных часов с боем, если бы в ней не присутствовала пластиковая шестерня, имеющая обыкновение трескаться от постоянного взаимодействия с металлическими элементами.
Во всем этом великолепии задействована уйма всевозможных рычагов, кулачков, кулис и тяг, которые, естественно, нуждаются в регулярной профилактике: разборке, чистке, смазке и регулировке. Самостоятельно разбирать акаевские актуаторы без соответствующего навыка не рекомендуется. Потом не соберете, да это далеко не всегда требуется. Достаточно (как паллиатив) устранить с элементов механизма пыль, протереть их техническим спиртом, а места соприкосновения и оси вращения обработать консистентной смазкой, для чего вполне подойдет банальный «Литол».
2. В модели GX-215D, что традиционно для катушечников Akai, отсутствует лентоприжим. Поэтому магнитофон не любит даже слегка покоробленную магнитную ленту.
3. В модели GX-215D отсутствует механизм стабилизации натяжения магнитной ленты (плата за простоту). Как следствие, сила натяжения заметно меняется от начала катушки к концу (правда, не столь радикально, как, например, в одномоторке GX-4000D) и с этим злом придется мириться. Если магнитофон принимается неприлично тянуть ленту, то обычно за эту часто встречающуюся неисправность несут ответственность фазосдвигающие емкости в схеме питания двигателей приемного и подающего узлов. Дефект устраняется заменой конденсаторов.
4. Кстати о конденсаторах. Почти во всех магнитофонах Akai того времени использовались конденсаторы Rifa, имеющие склонность к самопроизвольному воспламенению. Все такие емкости настоятельно рекомендуется заменить еще до первого включения аппарата в сеть!
5. Замысловатая система смазки ведущего двигателя. В конструкции этого вполне надежного двухскоростного мотора применены обыкновенные подшипники скольжения, которые снабжены необыкновенной системой подачи масла: вокруг подшипников сделаны цилиндрические резервуары, заполненные каким-то синтетическим материалом, который со временем стареет, теряет свойства и, в итоге, разлагается. Чем его заменить – не знаю. Я бы рискнул предположить, что, тщательно промыв емкости и набив их, например, смазкой для автомобильных ШРУСов, проблему профилактики ведущего двигателя удастся решить.
6. Не выдерживающая критики реализация воспроизведения в режиме реверса. Конструкторы компании не придумали ничего лучше, чем организовать перемещение воспроизводящей головки по вертикали посредством соленоида, о котором я уже упоминал. Сэкономили! Поначалу механизм работает исправно, однако со временем изнашивается настолько, что отъюстировать головку, чтобы она одинаково правильно считывала сигнал с ленты в обоих режимах, становится невозможно. Кроме того, регулярное перемещение головки вверх-вниз провоцирует неравномерный износ ее поверхности.
Я бы вообще избавился от реверса хирургическим путем: отрезал бы соленоид и намертво закрепил металлическую пластинку, к которой крепится головка. На мой вкус, автореверс – удобство сомнительное, в особенности, если он реализован так бестолково.