Найти тему
ПРОШЛОЕ в НАСТОЯЩЕМ

Стокгольмский синдром в “Брате” или почему русские женщины страдают

Фильм А. Балобанова “Брат” остается народным шедевром на протяжении уже 20-ти лет; и люди продолжают возвращаться к нему, находя новые смыслы и оттенки характера русского человека.

В этой статье мы разберем тему "женской доли" в фильме "Брат" и если вам интересно, то продолжайте читать до конца :)

Все помнят сцену в финале, когда Данила Багров врывается в квартиру Светы, своей возлюбленной, чтобы спасти ее от избиений мужа и забрать с собой. Данила выстреливает в его ногу и зовет Свету уехать с ним. Но его поступок ее не обрадовал, а даже наоборот; Света прогоняет его и остается с нелюбимым мужем.

Крайней точкой этого сюжета становится очень показательная сцена, где она сидит в слезах на фоне пьянствующих мужа и его собутыльника:

Финальная сцена после ухода Данилы
Финальная сцена после ухода Данилы

Почему Света не ушла с Данилой?

В фильме нет объяснения, почему так происходит; эта история плавно заканчивается и сюжет о страдающей от своего мужа жене "повисает в воздухе". Но от этого он и становится универсальным и даже народным, потому что такая история не единственная, а "условная" Света - это образ всех женщин, сталкивающихся с насилием в семье. Поэтому мы можем предположить, что ее реакция отражает бессознательный механизм, названный стокгольмским синдромом.

Говоря о восприятии жертвой собственного положения, то у них часто срабатывает защитно-бессознательный механизм, который заставляет их сочувствовать агрессору и ставить себя на его место. Этот механизм и называется стокгольмским синдромом.
Этот термин родился в результате захвата заложников в одном из Стокгольмских банков в 1973 году. Заложники не боялись захватчика, сочувствовали и помогали ему, а также просили полицию выполнить все его требования.

Казалось бы, Света уже спасена и может уйти с Данилой, но она жалеет мужа и помогает ему перевязать рану. Очевидно, что после ухода Данилы он продолжит бить жену, и Света об этом знает, но все равно остается с ним.

Здесь также срабатывает социальный конструкт - "бьет значит любит" и другие всевозможные установки для сохранения брака, которые заставляют женщину оставаться в таких отношениях. Женщина "должна нести крест" и терпеть, не смотря ни на что. Вот и Света не смогла найти в себе смелость, чтобы уйти и начать новую жизнь.

Кстати говоря, в культуре очень часто романтизируют жертвенность и изображают деструктивные отношения. Если вам интересно больше узнать об этом, то вы можете прочитать другую мою статью.

Возможно, Свете действительно стало жалко мужа, и она почувствовала свою вину за измену. В любом случае, все эти причины складываются вместе и дают один единственный результат, который показан в фильме.

Пишите свои догадки и мысли по поводу этой истории в комментариях и ставьте лайк, если вам понравилась статья:)