6 июля на 92 году жизни скончался итальянский композитор Эннио Морриконе, автор музыки к пятистам с лишним фильмам, в числе которых «Хороший, плохой, злой», «Однажды в Америке», «Профессионал» и «Омерзительная восьмерка».
Этот выпуск журналист и автор подкастов («От хора до хардкора» и «Шум и яркость») Лев Ганкин посвящает творчеству ушедшего гения и делится пятеркой своих любимых композиций Морриконе.
Выбрать пять композиций из творческого наследия Эннио Морриконе, сочинившего саундтреки для пятисот с лишним фильмов, — непосильная задача. Для того чтобы уместить все жанры и форматы, в которых работал маэстро, не хватит и нескольких десятков пунктов.
Казалось, Морриконе умеет все — от серьезного академа до старомодных сентиментальных оркестровок, от вальсов и полонезов до поп-музыки и прогрессив-рока. Выбор той или иной эстетики определялся исключительно задачами фильма, к которому композитор писал музыку; что характерно, он одинаково тщательно и вдохновенно подходил как к шедеврам, которым суждено было остаться в истории кинематографа, так и к формально проходным, невыразительным картинам; многие из последних сейчас известны прежде всего как раз его саундтреками.
В условиях неизбежно разбегающихся глаз — слишком много музыки, причем удивительно разной — остается полагаться на субъективный выбор. Пятерка сочинений Морриконе, представленная ниже, — это не следствие сложившегося общественного консенсуса, а мой личный шорт-лист работ только что ушедшего из жизни композитора. Поэтому здесь нет, к примеру, принесших композитору многочисленные награды саундтреков к «Миссии» или «Однажды в Америке». Впрочем, наследие Морриконе поистине безбрежно, и найти что-то особенное можно практически в любой им записанной пластинке.
«A Man with the Harmonica» (1968)
Славу Эннио Морриконе принесли прежде всего саундтреки к спагетти-вестернам Серджио Леоне — сначала к так называемой «долларовой трилогии», а затем фильму «Однажды на Диком Западе».
Композиция «A Man with the Harmonica», озвучивающая одну из ключевых сцен последнего, — свидетельство удивительного таланта композитора создавать яркие, динамичные композиции из минимального исходного материала. Две с половиной ноты, сыгранные на губной гармошке, здесь становятся фундаментом для волнующего, почти построкового крещендо с электрогитарами и оркестровками.
Последней совместной работой Морриконе и Серджио Леоне станет уже в 1980-е годы гангстерская драма «Однажды в Америке», также снабженная легендарным саундтреком.
Ennio Morricone — «Fruscio di Foglie Verdi» (1968)
Морриконе никогда не делил кино на коммерческое и авторское, на мейнстрим и артхаус. В одном лишь 1968 году у него вышло семь саундтрековых работ (и это далеко не рекорд), созданных для принципиально разных картин.
Так, параллельно с «Однажды на Диком Западе» композитор сочинял музыку и для нового фильма Пьера Паоло Пазолини, экспериментальной драмы «Теорема». Среди материала, подготовленного им для этой ленты, нашлась и очаровательная поп-песня, совсем не похожая на все, что мы привыкли ассоциировать с творчеством Морриконе. Текст для трека «Fruscio di Foglie Verdi» сочинила Одри Нора Стэйнтон, а исполнило композицию вокальное трио Junior.
«Invenzione per John» (1971)
Важной сноской в творческой истории Морриконе стало многолетнее сотрудничество с ансамблем Gruppo di Improvvisazione di Nuova Consonanza — этот проект представлял собой своего рода творческую лабораторию, исследовавшую множество разных авангардных композиционных техник.
Некоторые наработки сессий Nuova Consonanza проникали и в киномузыку композитора: микротональный скрипичный дроун в «Похищении в Париже» Ива Буассе, шумовая партитура «Сары, последнего человека» Марии Вирджинии Онорато.
Тема «Invenzione per John» из фильма Серджио Леоне «За пригоршню динамита» с ее неторопливым развитием и постепенно сгущающейся фактурой напоминает о минимализме, а ее композиционное решение вдохновлено алеаторикой: нотная запись пьесы оставляет множество решений (например, когда именно должны вступать те или иные инструменты) на откуп исполнителю. Особое обаяние этой музыке придает художественный свист, а также короткий голосовой семпл, использованный и в других фрагментах саундтрека к этой картине.
«Chi Mai» (1981)
Трудно проигнорировать одну из самых знаменитых мелодий Морриконе, вновь, как и в случае с «A Man with the Harmonica», основанной на коротком, в сущности элементарном музыкальном отрывке. Композиция «Chi Mai» наряду с другими фрагментами саундтрека к фильму «Профессионал» подняла репутацию самой этой картины на высоту, которую она вряд ли заслуживала по чисто кинематографическим параметрам: это добротная криминальная драма с традиционно обаятельным Жан-Полем Бельмондо в главной роли, но уж точно не шедевр на все времена.
Кстати, музыка «Chi Mai» была сочинена Морриконе десятью годами ранее; более того, в 1971-м она благополучно прозвучала в фильме «Магдалина» Ежи Кавалеровича. И это не уникальный случай: композитор, всегда решавший конкретные утилитарные задачи, не стеснялся порой заниматься своеобразным музыкальным ресайклингом.
«Humanity Part 2» (1982)
В 1982 году Джон Карпентер, сам замечательный кинокомпозитор, пригласил Эннио Морриконе написать саундтрек к своему фильму «Нечто» — леденящему душу хоррору о чудовищном антарктическом монстре. По своему обыкновению, композитор предельно аккуратно вписался в новый для себя жанр (ранее он работал лишь с итальянскими триллерами-джалло, но не с научно-фантастическим кино).
Музыка к «Нечто», основанная прежде всего на протяжном симфонически-электронном дроуне, нагоняет саспенс ничуть не менее эффективно, чем карпентеровский сюжет, а когда в финале «Humanity Part 2» в дело вступает церковный орган, поневоле думаешь о том, что картинка тут едва ли не лишняя: звук доходчиво транслирует содержание фильма и без ее помощи.
Текст: Лев Ганкин