Вторая половина XVII века ознаменовалась жестокой борьбой между Русским царством и Речью Посполитой за Украину, но была в этой борьбе еще одна сила - Османская империя, желавшая получить Украину как неисчерпаемый источник продовольствия и плацдарм для расширения агрессии в Европе. Превращение Украины в турецкий пашалык стало бы настоящей катастрофой для украинского народа, чреватой его полным уничтожением, но у такого варианта развития событий было немало сторонников, возглавляемых гетманом Правобережной Украины Павлом Тетерей.
То, что ничего путного из Павла Тетери (это прозвище он получил от казаков в честь их любимого блюда - похлебки из ржаной муки) не выйдет, было ясно еще при его рождении, ведь его матерью была монашка, сбежавшая вместе со своим возлюбленным, волынским шляхтичем Иваном Моршковским. Крестным отцом Павла Моршковского был никто иной, как легендарный Зиновий (Богдан) Хмельницкий, который всячески покровительствовал крестнику и всегда держал его подле себя. В свою очередь, Павел Тетеря платил своему сюзерену прямо-таки собачьей верностью, вместе с ним приняв активное участие в восстании против поляков и вместе с ним на Переяславской Раде 8 января 1654 года признав воссоединение Украины и России.
Все изменилось в 1657 году со смертью Богдана Хмельницкого. Не добившись избрания гетманом, Тетеря бежал на Правобережье, где сам себя провозгласил гетманом и начал борьбу за завоевание Украины. Так как Россия выступила против самозванца, то Тетеря быстро нашел себе нового сюзерена - турок, обещавших ему золотые горы, впрочем, он с таким же успехом предлагал свои услуги и полякам, но в результате не оправдал надежд ни тех, ни других - украинский народ за ним не пошел, а как полководец Тетеря оказался полным нулем, что наглядно показала осада Глухова 1664 года.
После начала антипольского восстания на Правобережной Украине Павлу Тетеря пришлось спасаться бегством как от своих соотечественников, так и от поляков, конфисковавших все его имения. Он бежал в Адрианополь, где турецкий султан Мехмед IV дал ему титул паши. Тетеря с радостью принял его, не подозревая о том, что туркам он больше не нужен: в апреле 1670 года его отравили по приказу султана, а его имя турки использовали в своих целях вплоть до 1670 года.