Фильмами, снятыми в замкнутом пространстве, сегодня никого не удивишь - вспомните "Пилу", "Платформу" или "Резню", и холодок клаустрофобии тихонько коснется вашего плеча. "Ленты-бенефисы" с единственным актером в кадре тоже не такая уж редкость - "Коллектор", "Лок" или "Изгой" находятся лишь на самой вершине большой пирамиды подобных картин. "Погребенный заживо" режиссера Родриго Кортеса возводит обе величины в степень и складывает - в этом фильме действие не выходит за предметы гроба, лежащего в котором актера Райана Рейнольдса даже общим планом не взять, настолько тут тесно.
Этим летом "Погребенному заживо" исполняется 10 лет. Самое время пересмотреть картину, а заодно ознакомиться с фильмом о фильме "Desenterrando Enterrado" (вы знаете, мне это очень близко). Он короткий, но, правда, очень клевый. Я из него почерпнул много интересного, и отдавая себе отчет в том, что не каждый готов потратить полчаса своего времени на поиск и просмотр документалки на испанском языке, готов вкратце изложить самое важное из него.
В "Погребенном" напрочь отсутствует экшн, ведь герою сложно даже пошевелиться. Здесь нет паранормальных явлений, крови или монстров. Драма в фильме тоже довольно условна, ведь никто не принимает всерьез рассказ военного водителя о том, что его живьем зарыли в могилу. В любом другом случае 95 минут хронометража с лицом единственного актера в кадре могли бы стать для публики пыткой, но "Погребенный" с помощью Рейнольдса, мобильного телефона, фляжки и зажигалки легко удерживает ваше внимание от первого кадра до последнего. Как же Кортесу удалось заставить вас сидеть перед гробом и жадно внимать каждому вдоху персонажа? Киновед в штатском расскажет, как снимался столь оригинальный фильм, какие приспособления использовались на площадке, и как удалось создать иллюзию присутствия зрителя в тесном ящике под землей.
Поскольку бюджет у фильма был крохотным - Кортес уложился в три миллиона долларов - съемочной группе приходилось идти на ухищрения, чтобы решить некоторые производственные задачи. Например, для увеличения освещенности в темноте гроба была модифицирована зажигалка главного героя - после некоторых манипуляций Zippo стала давать чуть более яркое пламя, правда, это стоило Рейнольдсу обожженных пальцев. Подсветки от экрана мобильного телефона для съемок тоже категорически не хватало (это только нам кажется, что смартфон в темноте светит ярче трех тысяч солнц), поэтому в эпизодах со звонками в лицо актеру направляли специальный фонарь с "мертвым холодным" светом.
Как и в случае с Константином Хабенским в "Коллекторе", во время съемок разговоров по телефону, Рейнольдс не просто наговаривал свои реплики, но реально общался с помощниками на другом конце провода. Однако и здесь Родриго Кортесу пришлось разрешать сложную задачу - реальная работа мобильного телефона создавала помехи камерам, а повесить на ухо актеру наушник было невозможно, ведь на крупных планах любые приспособления были бы видны. В итоге съемочная группа достала микронаушник из шпионского арсенала, который вставлялся глубоко в слуховой канал и не был заметен со стороны.
Съемки фильма заняли 17 дней, в каждый из которых двумя камерами снималось до 35 планов. Этот адский темп требовал от Райана Рейнольдса многочасового лежания в одном положении, и по признанию актера, к окончанию рабочей смены у него нестерпимо болела спина, а от песка распухали глаза. На площадке постоянно присутствовала бригада врачей, но, к счастью, участие медиков не потребовалось. Поскольку картину было решено снимать в хронологическом порядке, можно почти физически прочувствовать усталость и отчаяние, которые постепенно охватывают не только героя ленты Пола Конроя, но и изображающего его Рейнольдса.
Впрочем самое интересное в этой истории - создание скромной, но колоритной декорации картины. Казалось бы, что может быть проще - сколотил ящик и погрузил в него актера - однако постановщик фильма решил не упрощать жизнь ни себе, ни персонажу, а потому гроб в картине был представлен максимально тесным. У Рейнольдса даже для поворота головы почти не было места, не то что пространства для того, чтобы размахивать руками и, как Беатрикс Киддо из "Убить Билла", пробить себе кулаками путь на поверхность. При этом, однако, внимательные зрители могут заметить, что Кортес старается максимально разнообразить планы и углы обзора камеры, чтобы зритель мог прочувствовать свое присутствие внутри замкнутого пространства. Очевидно, что так снимать внутри обычного гроба невозможно - декораторы сделали для съемок семь специальных конструкций.
Наиболее часто использовался гроб, который на площадке получил название "Джокер", поскольку помогал в любой, даже, казалось бы, творчески неразрешимой ситуации. У этой конструкции была усиленная рама, позволявшая Рейнольдсу колотить по стенкам кулаками и ногами, а также съемные доски для размещения камер и микрофонов. Этот гроб был крепко закреплен на высоте около метра от земли, так чтобы работать было удобно и комфортно не только актеру, но и оператору, осветителям и гримерам.
Для создания эффекта перспективы и сложных углов использовался удлиненный гроб под кодовым названием "Туннель". Подчеркивающей изоляцию героя вертикальной глубины создатели "Погребенного" добивались с помощь сооружения, названного "Стеной" - гроба с высокими стенками. Особенно сложным было устройство, получившее название "360 градусов" - у этого гроба легко снимались и ставились на место все элементы, поэтому при определенной сноровке можно было производить съемку непрерывным кадром меняя угол практически на любой, какой захочется режиссеру. Разумеется, на площадке имелись и две банальные "половинки".
С точки зрения киноискусства, "Погребенный" - несомненно очень любопытный эксперимент, который триумфально разрешился, благодаря изобретательности постановщика и съемочной группы. Изнурительный кошмар, в который вместе с персонажем попадают зрители, был тщательно продуман и блистательно воплощен. Только подумайте - фильм, где нет чудовищ, маньяков или проклятий, где, по большому счету, нет даже формального антагониста, вызывает эмоций больше, чем иной высокобюджетный триллер или масштабный боевик с погонями и перестрелками. За прошедшие с первого выхода на экраны десять лет "Погребенный заживо" нисколько не устарел и по-прежнему остается образцом для молодых кинематографистов, ищущих способ ярко заявить о себе скромным, но оригинальным проектом.
Походы в кино у нас, кажется, опять откладываются до августа, так что встречаться пока будем в читательском клубе Киноведа в штатском. У меня найдутся интересные темы для чтения. Не болейте!