Найти в Дзене

Психотип личности музыканта

У нас на 3 курсе Консерватории (Спб) была психология. Нам рассказывали основы психологии, психотипы разных людей. Мы анализировали: кто карьерист, кто писатель, кто музыкант, кто врач и т.д. Мне было очень интересно, я стала читать много литературы. Но в основном, я получила знания на парах. Несколько лекций нам сделали чисто о музыкантах. Рассказали: какими мы бываем и как с нами совладать (многие уходят в преподавание, а для них это важно). Да и можно понять как общаться, например, с дирижером или режиссером. Всё ведь взаимосвязано! Спасибо моим содержательным конспектам) Итак, в психологии есть классификация типов личности (создатель - Карл Юнг) : экстраверсия и интроверсия. Далее К.Бриггс и И.М.Бриггс расширили до 8 психотипов: Была немного вводная часть. А теперь перейдем к музыкантам. Экстраверт на сцене - это актер во всей красе. Он живет, чтобы играть на публику. Он уверен в себе, хочет максимально себя проявить с лучшей стороны. Когда вы слушаете такого музыканта, вы видите о

У нас на 3 курсе Консерватории (Спб) была психология. Нам рассказывали основы психологии, психотипы разных людей. Мы анализировали: кто карьерист, кто писатель, кто музыкант, кто врач и т.д. Мне было очень интересно, я стала читать много литературы. Но в основном, я получила знания на парах. Несколько лекций нам сделали чисто о музыкантах. Рассказали: какими мы бываем и как с нами совладать (многие уходят в преподавание, а для них это важно). Да и можно понять как общаться, например, с дирижером или режиссером. Всё ведь взаимосвязано!

Спасибо моим содержательным конспектам)

Итак, в психологии есть классификация типов личности (создатель - Карл Юнг) : экстраверсия и интроверсия.

Далее К.Бриггс и И.М.Бриггс расширили до 8 психотипов:

  1. Экстравертный - Интровертный
  2. Мыслительный - Чувствующий
  3. Интуитивный - Ощущающий
  4. Рациональный (Оценивающий) - Иррациональный (Воспринимающий)

Была немного вводная часть. А теперь перейдем к музыкантам.

Экстраверт на сцене - это актер во всей красе. Он живет, чтобы играть на публику. Он уверен в себе, хочет максимально себя проявить с лучшей стороны. Когда вы слушаете такого музыканта, вы видите очень эмоционального артиста, он может даже начать импровизировать. Главное для него - "игра на публику". К такому направлению можно отнести Дениса Мацуева и Ланг Ланг. А композиторы: Моцарт, Лист, Рубинштейн, Стравинский. Если задуматься, они действительно все очень эмоциональные, любили "играть на публику". Схожесть сильно видна.

Интроверт - это творец, склонен к фантазиям, глубоко уходит в исполнение того или иного произведения, ищет новый смысл. Его выступления не "шоу", но они очень глубокие. Для него важно - затронуть чувства зрителя (в хорошем смысле). Яркие интроверты: Шопен, Шостакович, Нейгауз, Гульд.

Мыслительный музыкант выстраивает скрупулезно выстраивает художественную концепцию произведений, много анализируют. Они похожи на археологов.Мыслительный музыкант - проводник между композитором и слушателем. К им моно отнести: Гульд, Рихтер, Луганский, Соколов. Исполнители этого психотипа очень стабильны на сцене, очень академичны.

Чувствующий музыкант - эмоциональны, нестабильны, впечатлительный по природе. Их исполнение похоже на мимолетность, хрупкость, страстность. Они вызывают у слушателей чувство сопереживания. Их исполнение - глоток свежего воздуха. Каждое исполнение - это новый эмоции, новая фантазия. Несколько эпизод выступлений Нейгауза, Софроницкого, Калласа можно отнести к этого типу.

Рационального музыканта редко встретишь в искусстве. К ним относятся теоретики, музыковеды.

Интуитивных музыкантов очень много. Они мечтательны, умеют достраивать образы. Часто таких музыкантов не понимают в обществе. В будущем их называют "непризнанный гений". Интуитом был А.Н. Скрябин.

Иррациональное начало его личности проявлялось и в жизни (в непрактичности в житейских делах и быту), и в творчестве, где уже в раннем возрасте прослеживался необычный, ни на что не похожий стиль, удивительно изящная порхающая манера игры на фортепиано. А так же в мировоззрении, склонности к мистификации. Но вместе с тем Скрябин был общительным светским человеком, экстравертного типа. Именно редкое сочетание экстравертной интуиции Скрябина объясняет его искрометный характер, уникальность и гениальный талант.

Вот еще нашла интересную мысль на простора интернета.

Прошлый век дал двух непревзойденных пианистов, С. Рихтера и Г. Гульда, очень разных, но одинаково значимых в истории фортепианного исполнительства. Как ни странно, они оба принадлежали типу интровертных мыслителей. Но при этом Рихтер был замечательным интуитом. Он стоял на позициях против анализа в музыке и, несмотря на явную логику в исполнении, интерпретация его полностью подчинялась сердцу. Эта направленность подходит под описание интуитивно-логического интроверта. Гульд же, обладая не менее развитой интуицией, предпочитал аналитическую ясность в работе над художественным произведением. Постоянно экспериментируя, он искал наилучшее звучание, истину. Поэтому его можно отнести к логико-интуитивному интроверту. Оба пианиста чувствовали себя скованно, некомфортно на концертном выступлении, нуждались больше в спокойном уединении, нежели исполнители-экстраверты. Гульд, в 32 года отказавшись от концертной деятельности, обрел свободу и возможность дальнейшего творческого развития в уединенном музицировании.

Конечно, музыкантов очень много. Все уникальны, у всех свой стиль, самовыражение в музыке. Но узнав об этих психотипов в консерватории, я стала иначе смотреть на композиторов, музыкантов-исполнителей. Это помогает их понять, увидеть их с другой стороны.

Надеюсь, вам было интересно :)

P.S. По традиции. Писала статью под музыку Мусоргского "Картинки с выставки". И вот интересно теперь, а к какому психотипу этот композитор близок.. :)