Найти в Дзене
Папа тинейджера

«Родителям вход воспрещен». Барьеры виртуальные и реальные

В жизни каждого родителя рано или поздно наступает момент, когда в общении со своим подросшим чадом он сталкивается с барьером, за который ему запрещено входить. Впервые я об этом всерьёз задумался после разговора с моей приятельницей Ириной, мамой 15-летней дочери, которая мне пожаловалась: - Представляешь, Настя создала свой сайт, но родителям туда доступ закрыт, он открыт только для узкого круга ее подруг. После этого я был уже ничуть не удивлен, когда, спросив у собственной дочери, в каких соцсетях у нее есть аккаунты, услышал в ответ: - Папа, у меня есть страница «ВКонтакте», но она закрыта и тебя я туда не пущу. Создание своих «виртуальных убежищ» в Сети становится характерной чертой жизненного стиля «поколения Z» (на всякий случай поясняю: «поколения Z» – это дети, родившиеся в «нулевых» годах), и, похоже, скоро оно станет столь же привычным, как наличие аккаунта в WhatsApp. Что за этим стоит и как на это реагировать? «Я - плохой, но здесь я в безопасности» На мой взгляд,
У  многих родителей такая  ситуация вызывает  шок.
У многих родителей такая ситуация вызывает шок.

В жизни каждого родителя рано или поздно наступает момент, когда в общении со своим подросшим чадом он сталкивается с барьером, за который ему запрещено входить. Впервые я об этом всерьёз задумался после разговора с моей приятельницей Ириной, мамой 15-летней дочери, которая мне пожаловалась:

- Представляешь, Настя создала свой сайт, но родителям туда доступ закрыт, он открыт только для узкого круга ее подруг.

После этого я был уже ничуть не удивлен, когда, спросив у собственной дочери, в каких соцсетях у нее есть аккаунты, услышал в ответ:

- Папа, у меня есть страница «ВКонтакте», но она закрыта и тебя я туда не пущу.

Создание своих «виртуальных убежищ» в Сети становится характерной чертой жизненного стиля «поколения Z» (на всякий случай поясняю: «поколения Z» – это дети, родившиеся в «нулевых» годах), и, похоже, скоро оно станет столь же привычным, как наличие аккаунта в WhatsApp.

Что за этим стоит и как на это реагировать?

«Я - плохой, но здесь я в безопасности»

На мой взгляд, создание «виртуальных убежищ» отражает двуединую проблему:

1) Для родителей – это прежде всего страх утраты контроля: любая сфера интересов чада, недоступная для родительского взора, неизбежно вызывает опасения – не занимается ли дите чем-то аморальным (а то и противозаконным), какие «сюрпризы» могут скрываться в этой невидимой и неконтролируемой зоне?

2) Для подростка это – оформленное выражение барьера, сформировавшегося между ним и взрослыми (прежде всего - родителями). Как и почему возникают такие барьеры – отдельная огромная тема. Зачастую это связано с самооценкой подростка, сводящейся к формулировке «я плохой». К такому выводу подросток может прийти в массе ситуаций. Вспомните, сколько раз вы критиковали, ругали, читали морали сыну или дочери, или, наоборот, отмахивались от него в важный момент («отойди, я занят сейчас», «не лезь ко мне со своей ерундой»). И, как результат – сооружение своей виртуальной «берлоги», в которую нет доступа тем, кто снижает твою самооценку. «Я плохой, но здесь я защищён. Сюда я пущу только своих надежных друзей». Хорошо, если друзья действительно надежны и могут оказать реальную поддержку в «виртуальной берлоге», а не втянут в, скажем так, небезопасные стратегии самоутверждения.

Как реагировать родителям на сооружение таких «виртуальных убежищ»? Нетрудно понять, что диапазон реакций тут может быть чрезвычайно широк - от «тащить и не пущать» (применительно к Сети - стараться запретить или контролировать доступ в «убежище») до полного родительского пофигизма («пусть сидит на своём сайте, лишь бы не шлялся по улицам с кем попало»). Мне кажется, самым конструктивным путем будет признать право вашего чада на такое оформление своего личного пространства, но при этом задуматься – не даете ли вы ему/ей поводов для бегства от реальности в Сеть?

Понравилась статья? Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, рекомендуйте друзьям и знакомым.