Именно так охарактеризовали Академический театр Комедии имени Акимова на открытии выставки на Малой Садовой улице, посвященной предстоящему 90-летию прославленного петербургского театрального коллектива. Сегодня мы вспоминаем наиболее важные вехи его истории.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ДАТА
Таковой считается 1 октября 1929 года. Театру передали театральный зал в доме купцов Елисеевых. Он въезжал туда в качестве театра Сатиры (учрежденного еще в 1925 году). Первое представление в своем доме театр сыграл 29 октября того же года. Это была премьера спектакля «Шулер» с участием тео-джаза Леонида Утесова.
В 1931 году Театр Сатиры объединили с театром «Комедия», созданным в 1925 году на основе театра «Пассаж» и руководимым Степаном Надеждиным.
И ПРИШЕЛ АКИМОВ…
В 1935 году главным режиссером был назначен Николай Павлович Акимов. Он не боялся экспериментов. Он сформировал новую труппу, в которую пришли Александр Бениаминов, Лидия Сухаревская, Ирина Зарубина, Сергей Филиппов, Борис Тенин, Елена Юнгер, Татьяна Чокой. Плеяда великолепных артистов стала не только лицом театра Комедии, но и гордостью всего театрального Ленинграда.
В это же время складывался творческий союз с драматургом Евгением Шварцем: пьесы «Тень» и «Дракон», входящие в сокровищницу мировой драматургии, были написаны специально для акимовского театра. Сотрудничество с Михаилом Лозинским, переводчиком и поэтом, открывало пьесы зарубежных классиков: на сцене появились пьесы в превосходных, точных переводах: «Собака на сене» и «Валенсианская вдова» Лопе де Веги, «Двенадцатая ночь»Шекспира, «Школа злословия» Шеридана.
Слово «Комедия» в этот период в названии театра стало писаться с заглавной буквы — акимовская «К» и сейчас на фасаде театра.
ВОЙНА И ПОСЛЕ
В 1941 году театр еще оставался в Ленинграде. Однако в декабре Акимову удалось добиться решения о его эвакуации. Когда война окончилась, театр вернулся в Ленинград. Но испытания продолжались. В 1949 году за «формализм в искусстве» и «западничество» Акимов был отстранен от руководства театром. С шоком, который пережил театр, справились не сразу: посещаемость театра упала почти до нуля, театр снова оказался на грани закрытия.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Долгожданное возвращение режиссера состоялось в 1956-м и ознаменовалось постановкой «Обыкновенного чуда» Е. Шварца. Вместе с Акимовым в театре появилась молодежь — новые «акимовцы»: Вера Карпова, Инна Ульянова, Валерий Никитенко, Борис Улитин, Лев Милиндер, Светлана Карпинская, Ольга Антонова и другие, они надолго закрепили славу театра на просторах Петербурга и России. В 1967 году театр получил звание «академический».
На гастролях 1968 года в Москве режиссер умер.
ПОСЛЕ АКИМОВА
В 1970 труппу возглавил Вадим Голиков. Самые заметные работы режиссера: «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. Достоевскому, «Сослуживцы» Э. Брагинского и Э. Рязанова, «Тележка с яблоками» Б. Шоу.
С 1977 по 1981 год художественное руководство театром Комедии осуществлял Петр Фоменко, оставив большой след в истории театра, запомнившись замечательными постановками: «Этот милый старый дом» А. Арбузова, «Старый Новый год» М. Рощина, «Теркин-Теркин» по А. Твардовскому.
С 1981 года, после ухода Фоменко, его место занял Юрий Аксёнов. При нем в труппу приняты блестящие комедийные артисты: Михаил Светин, Игорь Дмитриев, Александр Демьяненко, Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич.
С 1986 года театр носит имя Акимова. В 1991-1995 гг. художественным руководителем театра был известный кинорежиссер Дмитрий Астрахан.
ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ
В 1995 году театр возглавила Татьяна Сергеевна Казакова. Прежние хранители традиций, «акимовцы», и сейчас составляют цвет труппы. Жизнь театра продолжается: в репертуаре новые названия. Разнообразие подхода к жанру «высокой комедии», как говорил Николай Павлович, лежит в основе политики театра, формируется новая, насыщенная яркими индивидуальностями труппа. А в репертуаре соседствует классика русской и мировой драматурги с современными хитами отечественных и зарубежных авторов. Среди популярных — «Доктор философии», «Влюбленные», «Бешеные деньги», «Визит дамы», «Хитрая вдова».
А порой неожиданно возникают в репертуаре и покоряют публику новые яркие версии классических пьес акимовского периода. Как, например, это случилось с блистательным «Драконом» Евгения Шварца, недавно поставленным Татьяной Казаковой.
ПЕРЕЖИТЬ РЕМОНТ
Летом 2008 года помещения Театра комедии закрыли на капитальный ремонт, первый за более чем шестьдесят лет. В ходе «выборочного капитального ремонта Большого зала с элементами реставрации», выполненного по проекту НИИ «Спецпроектреставрация», сцена была существенно расширена и преобразована. Уровень пола в зрительном зале был поднят для улучшения видимости, заменены зрительские кресла. После ремонта театр открыли 21 марта 2009 года легендарным спектаклем «Тень» по пьесе Евгения Шварца.
Подготовил ВЛАДИМИР БЕССЕР
НЕМНОГО ЛИЧНОЕ
С этим театром меня, как и многих ленинградцев, связывало в детстве и юности многое: от походов на утренники до желания посмотреть легендарные спектакли, о которых рассказывала мама. Впрочем, в школе я вряд ли догадывался, что буду регулярно посещать театр Комедии «на законных основаниях».
Так, в феврале 1977 года автор этих строк оказался в театре в качестве студента-практиканта. Изо всех своих театроведческих сил я наблюдал репетиции комедии Торонтона Уайльдера «Сваха» с блистательной Ольгой Антоновой. Попутно смотрел весь текущий репертуар…
Кто же знал, что несколько лет спустя придется смотреть на спектакли совсем уже под другим углом, в качестве старшего инспектора отдела драматических театров Главного управления культуры Исполкома Ленсовета.
Минули те года, минул век, а театр Комедии по-прежнему манит к себе своими спектаклями, где есть простор и для чувств, и для ума (без горя), и для смеха, и для тех мгновений тишины в зале, когда театральные ангелы летают по такому знакомому залу…
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Культурный Петербург №10 (97) 2019