Третьяковская галерея открылась, и ее первый посткарантинный проект в здании на Крымском Валу — экспозиция «Ненавсегда. 1968-1985». Это — вторая часть выставочного проекта, посвященного культуре советского времени. Он стартовал три года назад с экспозиции «Оттепель». А в этот раз кураторы обратились ко времени эпохи брежневского застоя. Рассказываем, как искусство сливалось с повседневностью и бытом, и при чем тут шкаф и стенка.
— Чтобы попасть на выставку, нужно пройти сквозь шкаф-стенку, на которой установлен телевизор.
Такой прием кураторы выставки использовали не случайно. Шкаф или ящик — один из символов эпохи брежневского застоя. С ним ассоциировались комнаты малогабаритных квартир в многоэтажных домах. А еще с мебельными стенками — семейными алтарями с самым ценным.
Доминантой комнат был телевизор, который часто называли просто «ящик». Вслед за Рене Магриттом советские художники часто интерпретировали шкаф как пустую оболочку. Вместе с тем он был и порталом в другой мир, куда можно было попробовать сбежать от реальности.
— Выставку «Ненавсегда. 1968-1985» разбили на несколько (восемь, если быть точными) разделов.
Первый — «Ритуал и власть». Попадая в пространство экспозиции, первый, кого видит зритель, — Леонид Брежнев. С одной стороны от красной дорожки, которой застелен пол, висит мозаика Нади Леже с изображением генсека, с другой — «Брежнев за работой» Таира Салахова, а по прямой — «Портрет Брежнева» Юрия Королева. Время правления партийного лидера традиционно называют эпохой застоя. Единственным стилем вплоть до распада СССР оставался соцреализм, а неофициальные художники искали возможные способы выразить себя.
— В брежневскую эпоху социально-политическая активность граждан была заменена исполнением официальных ритуалов: формальным проведением субботников и участием в праздничных демонстрациях.
Художники стали имитировать реальность. Так, на рубеже 1970-1980-х Юрий Альберт осуществил ряд акций, в которых художественное действие ничем не отличалось от бытового. В СССР существовала служба «Бюро добрых услуг», которая в числе прочего помогала по хозяйству. В акциях Альберта искусство проникало в жизнь и растворялось в ней. А концептуалисты Вадим Захаров и Игорь Лутц симулировали официальные отчеты, создавая работы вроде «Озеленение Москвы — посадка деревьев» и «Патрулирование Москвы-реки».
— Один из разделов выставки в Новой Третьяковке посвящен соц-арту и его авторам — Виталию Комару и Александру Меламиду.
Само слово, давшее название направлению, художники придумали по аналогии с американским поп-артом. И по аналогии с ним же начали анализировать систему советского художественного производства. К выводу Комар и Меламид пришли такому: отечественная культура создает идеологический продукт точно так же, как американская — продукт рекламы.
— Элитарные группы представителей номенклатуры, неформальные молодежные группировки, охотники за иностранными товарами.
Общество в брежневскую эпоху было разделено на сообщества. И они же стали одной из постоянных тем в работах художников.
Более того, для неофициального советского искусства закрытые сообщества были основным условием его существования. А почти что единственной формой демонстрации своих работ стали квартирные выставки.
— Еще одна важная тема искусства эпохи застоя — исчезновение.
Это был один из способов бегства от реальности. Окончательное исчезновение героя происходит в произведениях московских концептуалистов. Например, персонаж может складываться из совокупности словесных комментариев, как у Ильи Кабакова. Конец эпохи застоя опознается, когда искусство вторгается в реальность и соприкасается с волевым политическим действием.
— Кураторы выставки отметили, что название экспозиции несколько раз менялось.
Одно из ранних звучало как «Двойная жизнь. Искусство эпохи застоя», еще одно — «Это было навсегда». В итоге финальный вариант выбрали с нарочитой грамматической ошибкой — «Ненавсегда». В контексте последних событий оно зазвучало еще и как протест. Протест против ограничения свободы, вынужденного или необходимого, протест против закрытия границ, против ограничения творчества, да и просто как ободряющая мантра, которая, наверное, проговаривается в голове каждого человека. Кстати, в последнем зале выставки на экране идут кадры из фильма «Асса» и звучит песня группы «Кино» «Перемен!».
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.