Найти тему
Artfragment

Ненавсегда: искусство эпохи застоя в Новой Третьяковке

Оглавление

Третьяковская галерея открылась, и ее первый посткарантинный проект в здании на Крымском Валу — экспозиция «Ненавсегда. 1968-1985». Это — вторая часть выставочного проекта, посвященного культуре советского времени. Он стартовал три года назад с экспозиции «Оттепель». А в этот раз кураторы обратились ко времени эпохи брежневского застоя. Рассказываем, как искусство сливалось с повседневностью и бытом, и при чем тут шкаф и стенка.

— Чтобы попасть на выставку, нужно пройти сквозь шкаф-стенку, на которой установлен телевизор.

Такой прием кураторы выставки использовали не случайно. Шкаф или ящик — один из символов эпохи брежневского застоя. С ним ассоциировались комнаты малогабаритных квартир в многоэтажных домах. А еще с мебельными стенками — семейными алтарями с самым ценным.

Игорь Макаревич, «Футляр ощущений», 1981.
Игорь Макаревич, «Футляр ощущений», 1981.

Доминантой комнат был телевизор, который часто называли просто «ящик». Вслед за Рене Магриттом советские художники часто интерпретировали шкаф как пустую оболочку. Вместе с тем он был и порталом в другой мир, куда можно было попробовать сбежать от реальности.

Илья Кабаков, «Вшкафусидящий Примаков», 1972.
Илья Кабаков, «Вшкафусидящий Примаков», 1972.

— Выставку «Ненавсегда. 1968-1985» разбили на несколько (восемь, если быть точными) разделов.

Первый — «Ритуал и власть». Попадая в пространство экспозиции, первый, кого видит зритель, — Леонид Брежнев. С одной стороны от красной дорожки, которой застелен пол, висит мозаика Нади Леже с изображением генсека, с другой — «Брежнев за работой» Таира Салахова, а по прямой — «Портрет Брежнева» Юрия Королева. Время правления партийного лидера традиционно называют эпохой застоя. Единственным стилем вплоть до распада СССР оставался соцреализм, а неофициальные художники искали возможные способы выразить себя. 

Таир Салахов, «Брежнев за работой над воспоминаниями», 1981.
Таир Салахов, «Брежнев за работой над воспоминаниями», 1981.

— В брежневскую эпоху социально-политическая активность граждан была заменена исполнением официальных ритуалов: формальным проведением субботников и участием в праздничных демонстрациях.

Художники стали имитировать реальность. Так, на рубеже 1970-1980-х Юрий Альберт осуществил ряд акций, в которых художественное действие ничем не отличалось от бытового. В СССР существовала служба «Бюро добрых услуг», которая в числе прочего помогала по хозяйству. В акциях Альберта искусство проникало в жизнь и растворялось в ней. А концептуалисты Вадим Захаров и Игорь Лутц симулировали официальные отчеты, создавая работы вроде «Озеленение Москвы — посадка деревьев» и «Патрулирование Москвы-реки».

«Ю.Ф. Альберт все выделяемое тепло отдает людям», 1978.
«Ю.Ф. Альберт все выделяемое тепло отдает людям», 1978.

— Один из разделов выставки в Новой Третьяковке посвящен соц-арту и его авторам — Виталию Комару и Александру Меламиду.

Само слово, давшее название направлению, художники придумали по аналогии с американским поп-артом. И по аналогии с ним же начали анализировать систему советского художественного производства. К выводу Комар и Меламид пришли такому: отечественная культура создает идеологический продукт точно так же, как американская — продукт рекламы.

Виталий Комар и Александр Меламид, «Вам хорошо!», 1972.
Виталий Комар и Александр Меламид, «Вам хорошо!», 1972.

— Элитарные группы представителей номенклатуры, неформальные молодежные группировки, охотники за иностранными товарами.

Общество в брежневскую эпоху было разделено на сообщества. И они же стали одной из постоянных тем в работах художников.

Сергей Базилев, «Однажды на дороге», 1983.
Сергей Базилев, «Однажды на дороге», 1983.

Более того, для неофициального советского искусства закрытые сообщества были основным условием его существования. А почти что единственной формой демонстрации своих работ стали квартирные выставки.

Виктор Пивоваров, «Московская вечеринка», 1971.
Виктор Пивоваров, «Московская вечеринка», 1971.

— Еще одна важная тема искусства эпохи застоя — исчезновение.

Это был один из способов бегства от реальности. Окончательное исчезновение героя происходит в произведениях московских концептуалистов. Например, персонаж может складываться из совокупности словесных комментариев, как у Ильи Кабакова. Конец эпохи застоя опознается, когда искусство вторгается в реальность и соприкасается с волевым политическим действием.

Виктор Пивоваров, из альбома «Конклюзии», 1975.
Виктор Пивоваров, из альбома «Конклюзии», 1975.

— Кураторы выставки отметили, что название экспозиции несколько раз менялось.

Одно из ранних звучало как «Двойная жизнь. Искусство эпохи застоя», еще одно — «Это было навсегда». В итоге финальный вариант выбрали с нарочитой грамматической ошибкой — «Ненавсегда». В контексте последних событий оно зазвучало еще и как протест. Протест против ограничения свободы, вынужденного или необходимого, протест против закрытия границ, против ограничения творчества, да и просто как ободряющая мантра, которая, наверное, проговаривается в голове каждого человека. Кстати, в последнем зале выставки на экране идут кадры из фильма «Асса» и звучит песня группы «Кино» «Перемен!».

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.