Пеплум истории о пророке Моисее и освобождении еврейского народа из египетского плена.
Сперва попытаемся привязаться к событиям фильма.
Пятикнижие в иудаизме — пять первых книг Танаха и Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Составляет первую часть Танаха, именуемую также Торой. Книга Исход имеет пролог и эпилог, отделяющие её от других книг, и рассказывает об исходе из Египта, даровании Торы на горе Синай и строительстве скинии — то есть оформлении сынов Израиля в качестве еврейского народа.
Рамсес II Великий — третий царь XIX династии, сын фараона Сети I и его супруги Туйи, правил около семидесяти лет, из которых половину воевал.
Для расширения границ Египта Рамсес II проводил множество военных экспедиций, реорганизовал армию и создал военный флот.
Для строительства городов в дельте Hила на земле Гесем, где на протяжении нескольких сотен лет пасли свой скот евреи, требовались тысячи рабочих. Рамсес II Великий обратил в рабов дикий кочевой народ, живший на землях Гесем. Книга Исход повествует «И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес».
«Сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» — говорится в Книге Исход.
Их численность стала так очевидна, что фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола.
«В ту пору в семье Амрама родился сын Моисей. Не имея более возможности его прятать, мать Моисея оставила младенца в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание» — так пишет Тора.
Существуют предположения, что это была Термутис, дочь Рамсеса II, или Хатшепсут, дочь Тутмоса I.
Получается, Моисей был внуком или сыном Рамзеса II. В фильме они с Рамзесом братья. Но вероятней именно Мернептах, сын Рамзеса II, был фараоном Исхода. Хотя кандидатов на роль фараона Исхода больше: Яхмос I, Тутмос III, Рамсес II, Мернептах, Сетнахт.
Так же есть версия, что Моисей не был евреем, а был египтянином, просто был неугоден власти.
В фильме мы видим Моисея в образе военачальника, а именно генерала, который к тому же спасает Рамзеса в одной из битв (вероятно битва при Кадеше). При этом оба брата молоды. Все это необходимо режиссеру для того, чтобы представить Исход как военную операцию, чтобы этому можно было поверить.
Конечно же никакой историчности в фильме мы не получим, да и можно ли считать историей Тору и Библию, если каждое событие в ней становится под сомнение.
Весь фильм - вариативная компиляция, при этом выполненная мастерски.
Прежде всего, сеттинг великолепен: мы видим быт Древнего Египта, ритуалы, все узнаваемые строения (пусть они и напутаны по локациям), атрибутику, гонки на колесницах.
Великолепно показаны казни египетские: Покраснение воды («красные приливы») > массовое бегство и смерть жаб > прилёт мух > падёж скота и язвы (инфекции сап) > гром, молнии и огненный град (извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму) > тьма египетская (песчаная буря) > нашествие саранчи > гибель первенцев (токсины грибка Stachybotrys atra).
Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера, находя в нём множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамсеса II и его сына Мернептаха.
Отдельно стоит отметить нерелигиозность фильма. Даже казни египетские творит не Моисей, и не Аарон своим жезлом. Сам Бог творит казни, а Моисей показан простым человеком.
Итого, несмотря на множество неувязок фильма, которые можно простить, это очень зрелищная версия Библии, которую я долго ждал.
Кристиан Бэйл играет великолепно, Джон Туртурро и Бен Кингли в фильме просто для мебели. Ридли Скотт создал отличный пеплум, в чем вы можете убедиться.
P.S. Фильм запрещен в Египте за «исторические неточности» и в Объединенных Арабских Эмиратах по аналогичным причинам.