Таких людей на западе называют «инфлюенсерами». Это люди, которые двигают в общественном сознании какую-то важную для общества тему. За последние годы в России такими «двигателями» стали банкиры. Герман Греф долгие годы выступал за развитие искусственного интеллекта, а теперь переключился на тему образования. Игорь Шувалов призывает популяризировать предпринимательскую идею и развивать города. Андрей Костин неоднократно предлагал идеи налоговых преференций для бедных категорий граждан. Почему именно банкиры оказались глашатаями этих тем? Попробуем разобраться.
Начнем со Сбербанка. Его глава Герман Греф в стремлении превратить Сбер в технологическую компанию стал главным лоббистом развития искусственного интеллекта в России. На всех форумах и публичных мероприятиях он предпочитал говорить не об ипотеке или ставках по вкладам, а о том, как технологии сделают услуги банка и российскую экономику самой передовой. Этому Греф уделял внимание и на каждой встрече с президентом. В последние пару лет глава Сбербанка нашел новую сферу интересов – образование. И даже открыл собственную школу. Половина его недавнего большого интервью была посвящена отнюдь не банковской деятельности, а тому, что современных детей, чтобы они добивались успеха, надо учить по-новому.
Переместимся в ВЭБ.РФ. Игорь Шувалов и когда работал в правительстве, и сейчас на волне формирования поправок в конституцию предложил закрепить в главном законе страны роль предпринимательства в развитии российской экономики. Вообще Шувалов, несмотря на то, что его госбанк работает с крупными инвесторами, всегда отмечает значение предпринимательской инициативы. По его словам, только свобода и комфортные условия для детальности малого бизнеса могут обеспечить экономический рост, предприниматели становятся его драйверами и драйверами городского развития. Вообще города занимают особое место в риторике главы ВЭБ.РФ. По его словам, именно города сегодня конкурируют за лучшие умы и таланты, а не страны или компании. То есть, скажем, Москва конкурирует с Нью-Йорком и Парижем за привлечение лучших людей. Для последних важным критерием при выборе места приложениях своих сил и умений становится среда, в которой им предстоит жить. Поэтому Шувалов ратует за то, чтобы больше внимания уделялось развитию городской экономики – чтобы появлялся современный транспорт, реконструировалась социальная инфраструктура, открывались кафе и магазины (это, кстати, все тот же малый бизнес), создавались современные общественные пространства. Эту работу он тоже начал со своей организации. Благо, ВЭБ – это банк, который как раз может инвестировать средства в такие прикладные вещи и городские проекты.
Наконец, ВТБ. С середины 2019 года в выступлениях Андрея Костина появились социальные темы. Он предложил создать необлагаемый минимум дохода физических лиц. То есть решить проблему для самых незащищенных людей с самыми низкими доходами, освободить их от налогов. Для многих такие слова от банкира стали неожиданностью. Ведь по сути предложено освободить бюджет от сотен миллиардов рублей подоходного налога.
Что побуждает этих влиятельных людей брать на себя функцию социальных активистов? Схожие мысли в странах развитых демократий, как правило, озвучивают политики. Они становятся инфлюенсерами, если угодно. У нас политическое поле пока не столь развито. И функцию лоббистов тех или иных тем берут представители бизнеса. Благо, в бизнесе много так называемых либералов-государственников, которые могут открыто высказывать предложения. Важно, чтобы власть к ним прислушивалась. Без участия властей в нашей стране вопросы не решаются.