Найти в Дзене

Про яхтенные права и выбор яхтенной школы.

Оглавление

Привет! Эта статья для новичков решивших ступить на сложный но очень интересный путь - #яхтинг. Сейчас я расскажу на что стоит обратить внимание при выборе яхтенной школы для приобретения навыков управления парусной яхтой и получения некоммерческой яхтенной лицензии. Да простят меня яхтшколы, но не спеши бежать к ним за лицензией, разберись получше в вопросе!

Марина - яхтенная стоянка
Марина - яхтенная стоянка

Нужна ли вообще лицензия для управления яхтой?

Вообще-то в большинстве случаев лицензия нужна, хоть и многие любят утверждать обратное. Англичане например любят повторять что каждый имеет право выйти в море на свой страх и риск. Но мнения на этот счёт разнятся. Я уверен что каждый сам для себя должен понять нужна ли ему лицензия. Все зависит от того где ты хочешь ходить и на чём; какой у тебя опыт и финансовое положение. Если у тебя нет своей лодки и ты хочешь арендовать её у чартерной компании - лицензия однозначно нужна. Без корочки яхту не дают. Если у тебя есть своя лодка и ты хочешь застраховать её, а при наступлении страхового случая получить выплату - лицензия однозначно нужна. При желании страховая компания может аннулировать выплаты по страховому случаю при отсутствии лицензии. Но в тоже время множество людей ходят или просто живут на яхтах не имея лицензии. По статистике, при проверках яхт, лицензию спрашивают редко. В одних странах лицензия обязательно, причём нужна именно местная лицензия, в других нет каких-либо подзаконных актов, обязывающих иметь документальное подтверждение твоих шкиперских умений. То что ты пришёл в какую-то страну на яхте уже говорит о том что ты умеешь это делать. Чтобы понять нужна ли тебе лицензия нужно понять каким ты хочешь видеть свой яхтинг!

Чтобы получить корки нужно закончить яхтенную школу. Обучение в ней даст тебе не только "права" но и знания, что гораздо важнее!

Какую шкиперскую лицензию выбрать?

На самом деле нет каких-то международных единых норм и все лицензии по факту являются лишь сертификатами подтверждающими получение определённого уровня знаний и умений в соответствии с какой-либо системой обучения. Систем много, есть RIA; IYT ; ISSA и другие. Почитай про них подробнее, ведь они все разные. Какие-то лицензии бессрочные, какие-то ограничены по времени. Но разница между их квотированием условна и почти всегда и почти везде все эти документы законны. Этим в последнее время пользуются жулики, выдумывают свои системы и печатают в них корочки без всяких ограничений, дешевле настоящих школ и главное без обучения, что мы не одобряем конечно же!

Когда я выбирал по какой системе учиться, я делал это методом исключения. Перечислю те факторы, которые меня оттолкнули:

#issa - очень свободная такая система, не имеющая определённых стандартов и собственных материалов. Т.е. учить тебя будут так, как посчитает нужным твой инструктор. Школ в этой системе пока мало и я слышал что есть трудности с получением icc лицензии и были случаи с отказом чартерных компаний выдавать яхты под такие корки. Но это всё болтовня, зато корки не нужно продлевать и платить за них каждые 5 лет (бессрочные корки).

#ria - обучение только на английском языке; нельзя перепрыгивать через "уровни" (в любой системе обучение идёт по ступеням. Лицензии будут различаться по степени удалённости от берега и т.п.) На определённом уровне можно оформить мед. справки и оформить допуск к работе на коммерческих судах Великобритании и кажется Евросоюза...

#iyt - остаётся только эта, где есть чёткая, доступная и качественная программа обучения; заниматься можно на родном языке; можно перепрыгивать ступеньки; легко продлить лицензию но это продление конечно стоит денег, и эту лицензию нельзя проапгрейдить до коммерческой.

Когда я выбирал себе школу я набросал вот такую схемку, возможно она поможет определиться и тебе.

Морская поговорка: "лицензия нужна чтобы выйти в море, а вот чтобы вернуться нужны знания!"
Морская поговорка: "лицензия нужна чтобы выйти в море, а вот чтобы вернуться нужны знания!"

Сейчас спустя врем я бы добавил в схемку блок: "хочу купить свою яхту и стать цыганом, чтобы скитаться по якорным стоянкам вдали от социума". Но не буду :) Ведь скорее рассказ и моё мнение, чем инструкция к действию!

Советы будущим яхтенным капитанам

  • Перед тем как идти на практические занятия в яхтшколу изучи азы теории. В открытом доступе есть сотни книг и учебных видео роликов, которые облегчат обучение. Как минимум выучи яхтенною терминологию!
  • Многие школы существуют лишь чтобы торговать правами, другие учат "на отвали", поэтому выбирать школу нужно ту, в которой тебя будут реально обучать. Если твоя цель тупо купить права, то всё просто, но если твоя цель это именно обучение, то тебе не стоит идти в ту школу, где тебя обещают научить управлять яхтой за 10 дней или даже за за неделю. За этот срок обычно можно получить лишь навыки матроса. На бербоут шкипера учиться нужно минимум 2 недели и это только практика! И не ходи в ту школу, где на яхте будет больше 5 студентов, это будет не обучение. В идеале на борту должно быть 3-4 студента, поэтому рекомендую учиться не в разгар сезона.
  • Учиться яхтингу нужно именно там, где ты в дальнейшем планируешь ходить на яхте. Тогда кроме основ управления судном ты узнаешь многие местные особенности навигации, правила поведения в данной акватории и т.д. Например в Турции нельзя сливать за борт никакую воду и жечь костры на берегу, в Испании возле Балеарских островов, нельзя бросать якорь в некоторых местах чтобы не нарваться на драконовские штрафы за порчу редких водорослей, при входе в Италию нужно иметь страховку яхты на 7 290 000 евро, а на севере Франции приливы и отливы, порождающие сильные морские течения.

Статья о том как я учился в IYT яхтенной школе в Турции ТУТ.

#яхта #шкиперская лицензия #яхтенная школа

#яхтенные права #яхтшкола