Дорогие друзья, когда наш проект «Япония. Куклы, сказки и легенды» располагался в выставочном зале Московского театра кукол, одним из самых распространенных вопросов, которые нам задавали, был:
«Правда ли, что куклы по ночам оживают?»
Благодаря журналистам, любящим добавить мистики в свои материалы, эта идея прочно укоренилась в головах людей. Для нас, конечно, очевидно, что куклы в театре оживают благодаря работе актеров, которые их водят во время спектакля, благодаря таланту мастеров-художников и конструкторов, которые сделали кукол. И, хотя на тему оживших кукол придумано множество мистических историй, мы все-таки, при всей любви к фольклору, легендам и сказкам, относимся к ним как к произведениям искусства авторского и народного, в которых заложены определенная символика и смысл, но не как к оживающим сущностям. Это европейский взгляд, а вот японцы думают совсем иначе, по крайней мере раньше думали иначе. Яркий пример тому - японская народная сказка «Жалобы кукол».
Эта история о том, что в давние времена в горные селения приезжал кукловод из театра Авадзи (история этого театра насчитывает несколько сот лет и традиция до сих пор существует) по имени Масаэмон. Он давал представления каждую весну, а потом возвращался к себе на остров Авадзи.
Кукол он оставлял у кого-нибудь из знакомых в кладовой, в сундуке, где они лежали целый год. Но куклы не могли переносить спокойно такое отношение, каждый вечер они начинали возмущаться, ведь на сцене они изображают людей, - в этом их высокое признание. А их свалили в кучу, словно старые ненужные вещи. Так они возмущались, громко роптали и начинали стучать в гонги и барабаны, поднимая страшный шум.
Сначала жители деревни, думали, что у хозяина кладовой каждый вечер собираются гости. Так было до тех пор, пока один самый любопытный селянин не заглянул в кладовую и не понял, что голоса и звуки идут из сундука с куклами. Послали гонца за кукловодом. Когда он приехал и отпер сундук, – куклы тихо лежали в нем, как ни в чем не бывало.
Разобраться, в чем дело, помог знаменитый сказитель из Эдо по имени Такэмото Гидаю, который остановился в это время в селении. Он рассказал, что это не простые куклы, а куклы-актеры, и их нельзя просто сваливать в кучу, как старый хлам. А надо периодически вынимать, устраивать им торжественное шествие, а убирать надо с уважением, щадя их чувства. Так и стал поступать Масаэмон, и куклы с тех пор не жаловались.
Вот такая история, связанная с представлением японцев о том, как разные неодушевленные предметы, в частности, куклы, могут обладать сверхъестественными способностями и качествами, присущими человеку. Ну а предметы, которым больше ста лет, те и подавно в Японии имеют практически «законное право» становиться одушевленными, и тогда их называют цукумогами.
Ну а что касается кукольных театров всего мира, - так в них куклы не лежат в сундуках, а висят на специальных вешалах в специальных комнатах. Может быть, так оно и вернее? И, хоть сказка и ложь, да в ней намек? Да и вправду сказать, кукловоды подтвердят: куклы там ведут себя спокойно и не возмущаются…
Материал подготовлен с использованием сказки «Жалобы кукол» в переводе В. Марковой из сборника «Невеста обезьяны», Москва, «МИФ», 1991 год.
Будьте здоровы, подписывайтесь на наши каналы:
"Пространство авторских кукол"
"Япония. Куклы, сказки и легенды"
Каждый - и взрослый и ребенок, найдет на нашей выставке много интересного для себя. До встречи на выставке "Япония. Куклы, сказки и легенды". По всем вопросам звоните по телефонам 8-910-452-6286. Купить билеты можно здесь: https://vystavka-yaponiya-kukly-s.timepad.ru/