Найти тему
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Уайлдер берётся за работу: Depeche Mode – «Construction Time Again»

Настало время, спустя почти месяц простоя, вернуться к оцениванию продолжительной дискографии популярной британской группы Depeche Mode. Мы уже поговорили о «Speak & Spell», вспомнили трудный период «A Broken Frame», а сегодня настало время перейти к третьей полноформатной работе коллектива, альбому «Construction Time Again», который был примечателен по многим пунктам. Но обо всём по-порядку.

Обложка альбома «Construction Time Again».
Обложка альбома «Construction Time Again».

Начнём вновь с оформления альбома, а также чётко подобранного названия. «Construction Time Again» или «Время снова строить» или «Время строить заново» – после переходного «A Broken Frame» такое название для новой пластинки подходит прекрасно. Данное словосочетание встретится нам также в лирике к песне «Pipeline», которая является одним из заметных образцов очередных изменений в творчестве группы касаемо звучания, но об этом немного позже.

«Вывози кран, снова время строить, что на этот раз? Прокладываем трубопровод. Пусть пот течёт ручьём, пока не встретятся два конца, потребуется много времени, чтобы построить трубопровод».

Над обложкой же вновь поработал Брайан Гриффин и он снова постарался на славу. На фото изображен некий образ кузнеца на знаменитой альпийской вершине Маттерхорн с кувалдой в руках. Никакого фотошопа. Фотограф со своим помощником лично съездил в Швейцарию и сделал множество снимков, которые доступны в интернете в свободном доступе. Идеально подобранное к данной пластинке оформление.

Фото группы в полном составе во время эры «Construction Time Again».
Фото группы в полном составе во время эры «Construction Time Again».

Начать же рассказ об этой эре хотелось бы ещё одним переходным периодом, между вторым и третьим альбомом. В середине тура в поддержку «A Broken Frame» на свет появился внеальбомный сингл «Get the Balance Right!». И это первый трек, над которым группа работала вчетвером с Аланом Уайлдером в составе. По-прежнему переходная песня, к которой вновь было снято достаточно странное видео, которое начинается с того, что режиссёр не поинтересовался, кто в Depeche Mode солист. Он подумал, что это Алан.

Как бы то ни было, статуса внеальбомного сингла «Get the Balance Right!» лишился только в 2007 году, когда вошёл на переиздание «Construction Time Again».

Легенда гласит, что переломным моментом в дальнейшем создании музыки для Depeche Mode, помимо прихода нового талантливого клавишника, стало посещение Мартином Гором концерта немецкого индустриального коллектива Einstürzende Neubauten. Данная группа прославилась тем, что получала свою музыку из различных подручных инструментов, помимо обычных гитар (например, листы железа и пластиковые бочки). Вот их короткий отрывок из выступления во всё том же 1983 году, дающее исчерпывающее понимание о том, что же так сильно понравилось Гору.

Мартин принёс данную идею с собой в группу, желая объединить подобные эксперименты со звуками и обычную поп-музыку, чтобы найти своего слушателя. Идею поддержал глава лейбла Mute Дэниел Миллер, а также все остальные участники Depeche Mode. Вопрос о будущем направлении был закрыт надолго.

Работа над пластинкой началась в апреле 1983 года и растянулась до июля. Пристанищем для группы стала лондонская студия The Garden, принадлежавшая лидеру коллектива Ultravox Джону Фоксу. На помощь Depeche Mode пришёл синтезатор Synclavier, который стал большим другом для них на целых три альбома. К работе также был привлечён звукооформитель Гарет Джонс, по совету всё того же Фокса.

Алан Уайлдер и Гарет Джонс, звукооформитель, начавший работать с группой во время записи пластинки.
Алан Уайлдер и Гарет Джонс, звукооформитель, начавший работать с группой во время записи пластинки.

Уникальной особенностью «Construction Time Again» от предыдущих пластинок стало (и именно затем им и понадобился Гарет Джонс) наличие сэмплов, полученных из записи на плёнку различных повседневных предметов, которые и пошли как раз из творчества Einstürzende Neubauten. Группа просто брала магнитофон и шла, допустим, на стройку или на железнодорожный вокзал, включала оборудование и записывала звуки бьющихся молотков или проходящих мимо поездов, а затем, уже в студии, придумывала, как бы всё это грамотно использовать. Результат, конечно же, получался неожиданный для стандартной поп-музыки, к которой в то время привык слушатель. Собственно, та самая «Pipeline» (единственная песня с лид-вокалом Мартина Гора) и является характерным примером подобных экспериментов, так как в ней нет ни единого живого звука – всё взято с заброшенной стройки в Лондоне.

Но группе, очевидно, требовался ударный сингл, чтобы заявить о себе на полную. И он вышел в июле 1983 года. Это песня «Everything Counts».

Эта песня и стала переломной, по-моему мнению. Помимо отличного сэмплирования (окружающие звуки перемежаются с такими необычными инструментами, как шома и ксилофон) трек отличается и текстом, который написал Мартин Гор. Текст, обличающий жадность корпораций, интересующихся лишь набиванием собственных карманов:

«Загребущие руки гребут все, что могут, лишь для себя — в итоге (данный референс повторяется дважды). Это мир конкуренции, все исчисляется в больших числах».

Сингл занял шестое место в британских чартах (такое же, как и «See You», пока что высшее на тот момент в карьере Depeche Mode) и получил единогласное одобрение критиков. Например в NME писали следующее:

«Everything Counts» – на данный момент их лучший сингл, и один из самых больших хитов вообще. Это стало реальным из-за прекрасного объединения острых мелодий, держащих в волнующем напряжении с жёстким танцевальным ритмом и сверкающим современным звуком. Всё то же самое я могу сказать и об остальных треках в альбоме».

Как вы понимаете, положительный отзыв получил и сам альбом «Construction Time Again», увидевший свет 22 августа 1983 года.

Треклист альбома «Construction Time Again».
Треклист альбома «Construction Time Again».

Чем же выделяется «Construction Time Again» на фоне своих предшественников, помимо новаторского звучания, а также от многих будущих пластинок группы? Думаю, что как минимум тем, что альбом прекрасно слушается ровно, песня за песней. Безусловно «Everything Counts» это явный суперхит, но всё равно материал достаточно ровный и очень сильный. Этот факт доказывают и споры, касаемо второго сингла, которым в итоге стала песня «Love, in Itself» – вероятно самый «нехитовый» сингл, который группа выпустила за все восьмидесятые годы (а то и за всю карьеру). И это не критика, это доказательство ровности и силы выпущенного материала.

Да, забыл ещё один важный факт, прежде чем перейти к остальным песням пластинки. Запись и мастеринг альбома завершались в Берлине в Hansa Tonstudio. Собственно этот факт и довершил влияние на Depeche Mode немецкой культуры в музыке. Следующие две пластинки также будут доведены до ума именно здесь.

Depeche Mode в Берлине.
Depeche Mode в Берлине.

А теперь к песням. Они, как вы уже могли догадаться из моих небольших рассуждений ранее, сильнее, чем на первых двух альбомах. Я хочу выделить, помимо указанных ранее, две композиции, написанные Аланом Уайлдером, который никогда и не был штатным сонграйтером, но под влиянием быстро прогрессировавшего как автора песен Гора принёс в студию и свои хорошие тексты. Первой по треклисту стала «Two Minute Warning», открывающая вторую сторону пластинки.

В тексте Алан всерьёз выкладывает свои переживания от возможном ядерном апокалипсисе, который может случиться в мире (восьмидесятые – определённо сложный период). Чего стоят только завершающие строчки:

«Солнце, одиночество, кладбище. Твоя кончина тебя встретит с распростёртыми объятиями».

Седьмым номером в альбоме идёт ещё одна его работа «The Landscape Is Changing».

И это ещё одно переживание об окружающей среде, на этот раз из-за постоянной вырубки лесов. Проблема, которая и сейчас совершенно не побеждена.

«Мне наплевать, сам можешь катиться ко всем чертям, но позаботься о мире как следует!»

Ещё более ярко альбом проявляет себя в последних двух вещах, определённо моих любимых здесь: «Told You So» и «And Then...». И это вновь большие манифесты. В последней композиции Depeche Mode даже восклицают «всё, что нужно нам сейчас – Всемирная Революция (и больше ничего)». И это группа, в которой участникам тогда только исполнялось 23-24 года, а всего годом-двумя ранее выходили альбомы с гораздо более простой смысловой наполненностью. Не исключено конечно, что это всё был юношеский максимализм Мартина, но тем не менее довольно-таки интересный.

Только на этом месте поймал себя на мысли, что ещё ничего не сказал о Дэйве и Энди. Мы помним, что Флетч – наш талисман, поэтому очень хорошо, что он принимает участие в жизни группы до сих пор. А Гаан и на этой пластинке всё ещё просто хороший вокалист, но пока что не раскрывающийся, а буквально таки находящийся в тени. Впрочем, на концертных выступлениях того времени он уже изрядно заводит пришедшую толпу, а студийное признание и к нему тоже придёт уже совсем скоро.

Итак, альбом поднялся на шестое место в чарте Великобритании, улучшив результат предыдущих пластинок, а ещё получил сильный интерес в Германии (седьмое место), что впрочем совсем и неудивительно. Отзывы критиков (вспомним ранее прочитанный от NME) были практически повсеместно положительные. В частности мне пришлась по душе рецензия Энн Ламберт из журнала Record Mirror:

«Любой, кто думает, что знает всё о Depeche Mode, прослушав только синглы, сильно ошибается. Им стоит послушать данный альбом. Песни Мартина Гора, имеющие протестный дух, сохраняют в себе необходимую серьёзность, но также держатся на поле коммерческой мелодии. Здесь просто невозможно выбрать какую-то одну песню, все они очень захватывающие».

Группа отправилась в Construction Tour по Европе, в котором наибольшую известность получило выступление 3 февраля 1984 года в Бирмингеме. На Youtube можно найти полное выступление, я же предлагаю вам увидеть буквально парочку отдельных песен оттуда для начала:

Определённо, «Construction Time Again» – это едва ли не последний переходный пункт, прежде чем Depeche Mode наконец ступят на свою дорожку вечной популярности. Но нельзя не отметить тот факт, что несмотря на раз за разом возникающие трудности, коллектив вновь создаёт альбом сильнее предыдущего. Уже за поворотом их ждёт признание на обоих берегах Атлантики, что без плацдарма, заложенного их третьим альбомом, это было бы просто невозможно.

В комментариях я жду вашего отношения к данной пластинке. Будет очень интересно почитать.

Construction Time Again (Deluxe)

Все фото взяты непосредственно с открытых источников в сети Интернет. Видеозаписи представлены различными каналами с Youtube.

На этом пока всё.

Спасибо за прочтение статьи до конца. Буду признателен, если оцените данную публикацию пальцем вверх, репостом в соцсетях, а также оставите комментарий. Дополнительным плюсом будет для вас подписка на мой канал, новые интересные статьи появляются здесь регулярно.

#музыка #depeche mode #зарубежная музыка #музыкальные альбомы #карьера depeche mode от romanist music