Как человек может отрицать очевидное? Казалось бы, очевидное. Но в эпоху постправды реальность становится парадоксальной
Нет вируса для кого-то, пока не заболел — и впрямь нет. Вспомним Эпикура — смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы есть, ее нет, а когда она приходит — нас нет. Чуть похоже на ситуацию с коронавирусом, с той разницей, что когда мы заболеваем — вирус есть, и мы есть. Эта встреча может быть длительной или краткой, может быть пустяком, а может быть трагедией.
Как может человек отрицать очевидное? Казалось бы, очевидное. Но в эпоху постправды реальность становится парадоксальной. Психологи различают физическую и психическую реальность. При этом психическая реальность чаще всего побеждает физическую.
К примеру, что такое усоногие рачки? Понятия мы не имеем. А Чарльз Дарвин посвятил им одну из своих научных работ. Эти ракообразные одновременно есть в физической реальности, и их нет — мы не знаем о них и не узнаем их.
Кентавров в физической реальности нет. Но если вдруг мы встретим такого монстра, мы вмиг узнаем его — он есть в психической реальности!
Человеку с фантомными болями можно сколько угодно говорить, что нога ампутирована. Для него главное — она болит.
Для сторонника концепции плоской земли (есть такие) важно то, что они чувствуют почву под ногами твердой, а себя — защищенными. А все космические исследования — бред. NASA лжет. Реальный мир и иллюзорный поменялись местами в сознании этих людей.
С коронавирусом и его отрицателями похожая история.
Я убежден, что в основе COVID-19 диссидентства лежат хорошо известные психологические феномены. Для начала я просто перечислю их, а затем остановлюсь на каждом подробнее.
1. Базальное недоверие и базальная тревога
2. Паранойяльная настороженность.
3. Отрицание (как психологический защитный механизм)
4. Проекция
5. Психотическая рационализация