Найти в Дзене
Растим личность

Почему похвала может как улучшить, так и понизить самооценку ребёнка?

Оглавление

Все знают, что детей необходимо хвалить. Это огромный стимул для инициативности и важно, чтобы понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Ребёнок чувствует, что его ценят и любят. Похвала - положительный эмоциональный контакт, она сближает.

Но как хвалить правильно?

Ведь избыточная похвала по поводу и без приводит к тому, что основным мерилом своей правильности ребёнок избирает похвалу. Кроме того, в сознании закрепляется взаимосвязь, что я хороший только тогда, когда меня хвалят. 

Хвалить по делу

К примеру, крайне важно подкреплять похвалой успехи малыша, когда он осваивает новые навыки.

  • Ураа, ты смог поймать ложкой картошку.

  • Как хорошо, ты сам надел штанишки!

  • Вот здорово, ты села на горшочек!

Но, когда ребёнок уже и так умеет есть ложкой, одевается и ходит на горшок, не нужно хвалить каждый раз за это.

Акцентируйте внимание на деталях

Похвала будет особенно ценной, если вы будете отмечать в ней именно поступки или достижения ребёнка.

Например, чадо показывает вам свою картину. 

Как вы похвалите?

Так?

О, молодец! 

Или так?

  • Какие красивые цвета на твоём рисунке!
  • Как интересно ты придумал нарисовать кошку!
  • Вот это да, ты научилась рисовать круг!
  • Какое красивое солнышко светит на твоём рисунке!

Так у ребёнка не будет закрепляться ложная взаимосвязь, что его любят только, когда он делает что-то, за что хвалят. А если не похвалили, то значит не любят.

Чередуйте поощрение

  • Прямая похвала

Вот это да, Ванюша, как быстро ты собрал игрушки!

  • Косвенная похвала

В рассказе, например, папе: Надюша сегодня сама оделась, да ещё и быстрее всех!

  • Благодарность

Спасибо, Машенька, что помогла мне убрать со стола! Какой чистый стол теперь!

  • Объятия, ласка, качественно проведённое время

Часто детки прямо или косвенно просят родителей их похвалить, когда нуждаются в дополнительном внимании взрослых. Поэтому если ребёнок постоянно спрашивает: я молодец? Или прибегает показать то новую башенку, то как стоят машинки, то как ест кукла... то лучше всего будет обнять, поцеловать кроху и, конечно же, вместе поиграть.

  • Иногда может быть и материальное поощрение

С любовью, дорогой читатель, ваш психолог Анастасия! ❤️