С момента выхода на экраны культового научно-фантастического фильма «Бегущий по лезвию», поставленного по мотивам нашумевшего романа Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», кинолента завоевала море поклонников и невольно стала основоположником для нового явления в научной фантастике, так называемого «киберпанка». Но прежде всего фильм возбудил интерес из-за неясности по поводу судеб главных героев, история которых нашла продолжение в сиквеле «Бегущий по лезвию 2049».
Синопсис В недалеком будущем мир по-прежнему заселен людьми и репликантами, искусственными биомашинами, созданными для выполнения самой грязной работы. Одна из таких работ поручена репликанту Кею, выполняющему обязанности «бегущего по лезвию» - так называют охотника за другими репликантами, подлежащими уничтожению. Во время очередной «охоты» Кей случайно обнаруживает останки. В попытке разгадать тайну этих останков Кей невольно становится обладателем информации, способной перевернуть весь мир и посеять хаос. Пока за охотится могущественная корпорация, Кей ведет расследование, которое в итоге приводит его к Рику Декарду, пропавшему без вести около тридцати лет назад.
Игра актёров Довольно сложно судить об игре актёров в научно-фантастическом фильме, но всё всегда зависит от общей концепции фильма, и того на чем создатели, включая исполнителей главных ролей, делают упор. Здесь для актёров важно было не просто воплотить образ того или иного персонажа, а показать, что изображенный в фильме мир сделал с этими героями. Так, например, мы видим Кея в исполнении Райана Гослинга, который словно не выходил из образа безмолвного водителя с вечно грустными глазами в криминальной драме «Драйв». Здесь так же Райан рисует персонажа Кея, который прекрасно осознает свою роль и своё предназначение в этом мире, хотя в глубине души верит и надеется в свою уникальность и непохожесть. Из других исполнителей я бы отметил Сильвию Хукс в роли репликанта-наёмника Лав, которая, с одной стороны, прекрасно осознает, что является расходным материалом, как и её «соплеменники», а с другой, верит в свою несокрушимость и особенность, которые привлекают её хозяина.
Режиссура Стоит сразу отметить, что лиц, рассчитывающих увидеть остросюжетный боевик с яркими спецэффектами, ждёт большое разочарование, поскольку Дени Вильнёв не из тех режиссёров, снимающих мейнстримовое кино для массового зрителя. Да, фильм тоже отличают яркие и впечатляющие спецэффекты (уж не зря кино было удостоено премии Оскар за них), но они служат лишь фоном и выполняют, скорее, вспомогательную роль для общего погружения в фабулу картины. А фабула фильма четко следует предыдущему фильму и роману-основоположнику. Как я уже подмечал ранее, «Бегущий по лезвию 2049» - это киберпанк, а этот жанр отличает художественное отражение упадка человеческой культуры на фоне технологического прогресса. Действительно, мы видим совершенно уникальный мир, где всё может показаться простым и понятным, и в то же время сломать мозг уровнем достижений, как, например, должность архитектора воспоминаний. В любом случае Дени Вильнёв рисует нам мир, в котором компьютерные технологии и чудеса биоинженерии вкупе с глобализацией до такой степени поглотили мир, что стерли всякие границы между моралью и правом. Мир, где люди позволили себе создать покорных рабов и в то же время заложили в них чувства и эмоции, особо не задумавшись о последствиях таких действий, которые могут не то посеять хаос, а в принципе стереть живое с лица Земли.
Сценарий Действие происходит через тридцать после событий оригинального фильма. С тех пор в мире произошли разительные изменения. Как выяснилось, сразу после исчезновения Рика Декарда и Рейчел репликанты организовали блэкаут и последующий бунт, который вскоре был подавлен, а сами модели репликантов были признаны устаревшими и подлежащими уничтожению. Корпорация, производившая репликантов, разорилась, и спустя годы это дело возобновил другой конгломерат во главе с Ниандером Уоллесом. Теперь репликантам поручают самую грязную работу, коей считается работу «бегущим по лезвию», т.е. охотником за репликантами-бунтарями. С другой стороны, выполняющий такую работу репликант никогда не ослушается приказа. Именно такой работой занимается репликант Кей. Во время очередной вылазки он вступает в схватку с репликантом-фермером, разобравшись с которым, он осматривает ферму и обнаруживает останки женщины, закопанные под засохшим деревом. Как показала экспертиза, останки принадлежат женщине-репликанту, но настоящим шоком становится то, что эта женщина была беременна и умерла именно во время родов. Подозревая, что ребенок может быть живой, а этот факт может спровоцировать «бойню», руководство Кея поручает ему найти ребенка и устранить. Кей начинает по крупицам собирать информацию и в ходе расследования начинает подозревать свою личную причастность ко всем происходящим вокруг него событиям. Проблема заключается в том, что главного героя начинает преследовать корпорация Ниандера Уоллеса, мечтающего заполучить ребенка, т.к. секрет его происхождения позволит увеличить производство репликантов, т.к. производимые им модели не способны на репродуктивные функции. Конечно, как и любая другая корпорация в подобном фильме, корпорация Уоллеса не останавливается ни перед чем, и даже готова физически устранить обычного полицейского. Тем временем, расследование Кейя вскоре приводит героя к Рику Декарду, который, наконец, раскроет тайну своего исчезновения и того, что же тогда произошло с ним и Рейчел.
Вердикт: СМОТРЕТЬ! Конечно, «Бегущего по лезвию 2049» есть свои огрехи, как, например, неспешное повествование или немного пафосный подтекст с темой борьбы репликантов за свою свободу. И тем не менее, фильм интересно смотреть хотя бы потому, что он обладает увлекательным детективным сюжетом и, конечно, важной задумкой, обращающей внимание на сложные вещи и перемены, которые происходят с нашим миром, который может быть похож на мир «бегущего по лезвию».