Когда в школе мы изучали поэму Некрасова «Мороз, красный нос», где женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт», то мне сразу представилась наша соседка – тётя Вера.
Тётя Вера работала на заводе в гальваническом цеху. Что из себя представляет такая работа, можно почитать тут. Для нашей истории важно то, что это физически очень тяжело и вредно. А ещё тётя Вера успевала обрабатывать грядки возле дома и дачный участок за городом. Она досматривала пожилую мать умершего мужа, которая жила с ней, воспитывала двоих детей, и, само собой, готовила, стирала и убирала.
Тётя Вера была некрасивой: плотного телосложения, но не толстая, а крепкая и коренастая, почти квадратная. У неё был крупные, мозолистые, очень сильные руки, красноватая от загара обветренная кожа, коротко подстриженные русые с сединой волосы и несколько железных зубов. Тётя Вера при любой погоде носила либо спецовку, либо бесформенный халат, зимой надевая сверху стёганную безрукавку. Она, разумеется, не использовала косметику, духи, лак для ногтей или краску для волос. Одно украшение у неё, впрочем, было – золотые серьги, которые она носила, не снимая. Однако для неё это было способом почтить память бабушки, которая её вырастила. Ещё у тёти Веры был громкий зычный голос и привычка всеми командовать. Всё это не мешало ей быть абсолютно прекрасным человеком с золотым сердцем: несмотря на бесконечный круговорот забот, она умудрялась найти время, чтобы помочь нескольким старушкам с нашей улицы кому с огородом, кому с мелким ремонтом, в голодные годы одалживала деньги, которых у неё самой было немного, и угощала собственноручно выращенным урожаем и изготовленными из него закрутками, присматривала за соседскими детьми и подкармливала их. Мой брат, например, частенько у неё столовался. А меня тётя Вера учила ездить на двухколёсном велосипеде.
При этом тётя Вера была именно человек, труженик, глыба, в общем нечто бесполое. Этому впечатлению способствовало её ранее вдовство, которое, на крайней мере на сторонний взгляд, её не тяготило.
Время шло. Умерла свекровь, за которой тётя Вера ухаживала. Женился и съехал сын. Поступила учится в другой город, а потом вышла замуж дочь. Сама тётя Вера вышла на пенсию раньше большинства женщин, потому что работала на вредном производстве. Внезапно оказалось, что у неё есть силы и свободное время. Она решила заняться бизнесом совместно с бывшей коллегой и её мужем. Бизнес быстро прогорел, но отношения с мужем коллеги не закончились, потому что тётя Вера влюбилась.
Её было 50 лет, но она внезапно расцвела. Наверное, именно тогда тётя Вера впервые попробовала жить для себя: не быть опорой для всех и каждого, не тянуть на себе родню и соседей, не беспокоиться об общественном мнении, а просто любить и быть счастливой. Она изменилась. Раньше она шагала, тяжело вдавливая ноги в землю, а теперь будто едва её касалась. Раньше её голос был зычным, а теперь стал певучим. Раньше от неё пахло укропом и квашенной капустой, а теперь яблоками и ванилью. Раньше, когда она улыбалась, были видны железные зубы, а теперь – ямочки на щеках. Абсолютно неудивительно, что такая любовь оказалась взаимной. Муж коллеги расстался с женой и перебрался к тёте Вере. И они стали жить вместо, не очень долго, но очень счастливо.