Найти в Дзене
Папаша Ньюс

Правительство утвердило выдачу ваучеров вместо денег авиакомпаниями. Что теперь?

" Полетные документы туриста". Изображение взято из открытых источников internet
" Полетные документы туриста". Изображение взято из открытых источников internet

6 июля Правительство РФ утвердило Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 № 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части".

Фактически, речь идет о правилах выдачи авиакомпаниями ваучеров на билеты или депонирования средств пассажиров.

Это документ, который многие ждали. А многие уже давно получили ваучеры, ибо возвратов денег авиакомпании не делали. И, в принципе, не планировали, потому, что не с чего... По крайней мере так ситуацию преподносили руководители ведущих авиаперевозчиков.

К слову IATA еще в апреле рекомендовало выдачу авиакомпаниями ваучеров (сертификатов) на несостоявшуюся перевозку. А крупнейший авиаперевозчик России - компания "Аэрофлот" еще в начале июня анонсировала выдачу электронных ваучеров.

Теперь рассмотрим ключевые моменты, из Постановления.

Если сформулировать суть документа кратко, то:

  • Российским авиакомпаниям дадут три года на возврат денежных средств пассажирам, которые не смогли воспользоваться купленными билетами из-за распространения в мире вируса COVID-19.
  • В течение трех лет пассажиры смогут обменять билеты на другие направления.
  • Досрочно вернуть деньги смогут только отдельные категории граждан.

При этом следует обратить внимание на важные пункты:

1. Предоставить альтернативный вариант перевозки в течение 3х лет

Как и ожидалось, документ предусматривает обязательство авиакомпании предоставить клиенту альтернативный вариант перевозки в течение трех лет с даты отправления рейса, использовав в качестве оплаты стоимость билета на отмененный рейс.

2. Вернуть средства с процентами по истечение срока

Если пассажир не захочет воспользоваться новым перелетом в течение трех лет, то авиакомпания будет обязана вернуть ему стоимость авиабилета с процентами «за пользование денежными средствами». При этом их размер определяется ключевой ставкой ЦБ РФ, действовавшей в соответствующие периоды.

3. Обязательный возврат денег по требованию для определенных категорий граждан

Например, инвалиды I и II групп, сопровождающие лица, многодетные семьи вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения трехлетнего периода.

Перевозчик в этом случае возвращает таким гражданам средства в течение 10 дней со дня получения заявления пассажира.

Справочно: при этом в документе подчеркивается, что послабления в возврате денежных средств пассажирам не распространяются на чартеры.

Важно:

Согласно тексту положения, новые правила будут применяться к договорам воздушной перевозки, которые подлежали исполнению с 1 февраля 2020 г. - по международным воздушным перевозкам с Китаем и с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам. Еще одно условие - договоры должны быть заключены до 1 мая 2020 г. (до этого времени куплены билеты).

Пассажир может использовать зарезервированную сумму частично или полностью. А если ее не хватает, он может доплатить за новые билеты. При этом перевозчик не может ограничивать пассажира ни в датах полета, ни в его направлениях.

Что нужно, чтобы воспользоваться депозитом?

Для того, чтобы использовать задепонированные средства в счет оплаты других билетов, пассажир должен направить в авиакомпанию соответствующее уведомление.

Справочно: Предполагается, что перевозчик сможет принимать уведомления через интернет, по почте и при личном обращении в офисы компании, а пассажир сможет выбрать любой из этих способов.

Пассажир вправе направить уведомление до даты воздушной перевозки, указанной в билете, или в течении трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

По истечении 20 календарных дней со дня получения уведомления перевозчик обязан обеспечить прием депозита в счет оплаты услуг и проинформировать об этом пассажира (или направить обоснованный отказ).

Важно: Если пассажир воспользовался ваучером для покупки новых билетов, на его депозит проценты не начисляются.

Любопытно, что Постановление претерпело ряд изменений пройдя от стадии проекта, до подписания. В частности появились пункты о выплате процентов, за неиспользованный депозит и послабления для определенных категорий граждан по возврату денег. Аналогичные условия так же предусмотрены в проекте постановления о порядке возврата средств за туры, вероятно, правительство решило привести оба документа к общему знаменателю. Скорее всего, в ближайшее время будет опубликовано и постановление с условиями расторжения договоров о продаже турпродукта.

А как считаете вы, является ли Постановление Правительства документом закрепляющим факт выдачи ваучеров, который и без этого продвигался на рынке в безальтернативном варианте. Или это новый шаг к регулируемой стабильности и наведению порядка в отрасли?

Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на мой канал!

Всего вам самого доброго!

Благодарю, что прочитали мою статью

Советую ознакомиться со статьями о введении ваучеров за авиабилеты