THE STROKES
The New Abnormal (Cult Records / RCA)
Слушать альбом группы The Strokes “The New Abnormal” на iTunes
Альбом группы The Strokes “The New Abnormal” на Яндекс.Музыке
Несмотря на культурное единство современного мира, изрядная часть поп- и рок-явлений хоть в Европе, хоть по ту сторону Атлантики, остаются совершенно непонятными для меломанов, ставящих во главу угла именно музыкальный материал – неважно, российских или японских. Более того, подобные явления зачастую остаются загадкой и для старшей аудитории в странах, их породивших, либо просто для действительно профессиональных экспертов. В разряд подобных явлений можно занести и фантастическую популярность нью-йоркского квинтета The Strokes, не просто оказавшегося едва ли не главной рок-сенсацией 2001 года в мировом масштабе, но ставшего той редкой мэйнстримовой группой XXI века, каждый релиз которой ждут с огромными надеждами, причём ждут именно эксперты. Кажется, шестой альбом The Strokes “The New Abnormal” эти надежды оправдал – но, опять же, не все.
Для того, чтобы понять дикую популярность The Strokes именно в кругах профессиональных рок-журналистов, надо чётко помнить две особенности этой популярности. А именно – собственно рок-пейзаж образца 2001 года и тот факт, что The Strokes, будучи группой американской, поначалу снискала наибольшие похвалы в Старом Свете. Точнее, на страницах британского журнала New Musical Express, падкого на всё новое и в меру антимузыкальное.
Правда, в чём-чём, но в антимузыкальности The Strokes упрекнуть никогда было нельзя – правда, и чрезмерно похвалить – тоже. Впрочем, лидер группы, вокалист Джулиан Касабланкас обладал хорошим вкусом – будучи юношей из сильно непростой семьи с неизбежными богемными знакомствами, он воспитывался на наследии The Doors и иных «как бы умных» коллективов эпохи угасания хиппизма. Оттого Джулиан рано понял, что необходимо помнить как о в меру качественной музыке, так и о текстах, «заставляющих думать». Первое необходимо, чтобы снискать успех у поклонников, второе – ради обретения любви критиков. Вроде бы естественный образ мышления для музыканта, просчитывающего свою карьеру хотя бы на два хода вперёд… Но не будем забывать, что карьера The Strokes стартовала в 2001 году, когда постулаты 90-х о рок-протесте, в том числе посредством невыносимого звука и посредственного продюсирования, ещё окончательно не ушли в прошлое. Так что явление на свет божий трёхпесенного EP “The Modern Age” (2001) с простым, понятным и мелодически красивым материалом привело к неслыханной к тому моменту схватке фирм-мэйджоров за группу, а полноразмерный альбом “Is This It” (также 2001), куда вошел и переаранжированный и перезаписанный материал EP, показал, что издатели бились за группу не зря.
Видеоклип к пьесе "At The Door"
Звезда и впрямь родилась, но на родине ей на поддержку поначалу рассчитывать особо не приходилось. Результат творческих усилий Джулиана и его коллег не очень соответствовал идеалам американского модного рока – в музыке отсутствовал и эмоциональный надрыв, и чрезмерный гитарный перегруз. Закономерно, что группа, ориентированная на музыкальные достижения одновременно постхиппизма и «новой волны» снискала популярность в Великобритании – брит-поп уже совсем угас, а новой национальной сенсации на горизонте было не видать. The Strokes заполнили эту модную пустоту, а там и взволнованные авторы из родного журнала Rolling Stone с их вечным левачеством подтянулись. Им очень импонировало то, что Джулиан беспрерывно подавал свою группу как выразителей настоящего, политического рок-бунта в духе всё тех же 60-х и писал, как казалось левакам-журналистам, именно что песни протеста. Впрочем, Джулиан и в 2020 году исправно поддерживает Демократическую партию США, а The Strokes более-менее исправно выступают на мероприятиях в её поддержку.
Но широкому слушателю в XXI веке смелые высказывания не очень-то нужны, ему качественную музыку подавай. Так вот, “The New Abnormal”, несмотря на вызывающее для кого-то название, обложку кисти Жана-Мишеля Баскуа, созданную ещё в 1981 году и посвящённую памяти великого джазового саксофониста Чарли Паркера и общий имидж группы, как раз рассчитан на тех, для кого рок-н-ролл – это прежде всего музыка, комфортабельная для слуха и в конечном счёте способствующая улучшению настроения. Доброго гения, обеспечившего новинке отличное и необременительное звучание, зовут Рик Рубин – да-да, несомненно великий продюсер, прославившийся своими работами со столь разнородными артистами и коллективами, как Slayer, Beastie Boys, Джонни Кэш, Metallica и The Black Crowes, наконец-то обратил своё внимание на The Strokes. Ну а что – коллектив-то уже прославленный, и к тому же не выпускавший альбомов с 2013 года.
Видеоклип к пьесе "Bad Decisions"
Результат – как минимум шквал положительных отзывов, в которых “The New Abnormal” сравнивается именно с судьбоносным для группы “Is This It”, да ещё и как бы не в пользу новинки. Хотя, конечно, находятся и те, кто утверждает, что группа «успокоилась» – что ж, о большой группе всегда такое говорят. И, поскольку многие концентрируются именно на текстах альбома, в которых они справедливо находят «мало протеста», есть смысл поговорить именно о музыке. Да, пристрастия Джулиана Касабланкаса никуда не делись, но желание творить солидный поп-рок налицо – а что в этом особенного, музыканту скоро 42 исполнится. Слышится, что сам Джулиан тяготел к материалу, более всего напоминающего об американском коммерческом нью-вэйве зари 80-х, но с работой британских продюсеров (странный аналог здесь – подобные альбомы Blondie), однако Рик Рубин не забывал и о вечных ценностях. В их роли выступило, с одной стороны, вечно живое песенное наследие The Beatles (номера “The Adults Are Talking” и “Selfless” тому примером) и коммерческий модный мэйнстрим-рок опять же первой трети 80-х. Впрочем, слушателю самому доверяется найти десять, или сколько там, отличий между пьесой “Bad Decisions” и хитом Билли Айдола “Dancing With Myself” (1981); а трек “Eternal Summer” очень неплохо слушался бы на любом из двух альбомов ритм-энд-блюзового суперпроекта The Power Station за вычетом декадентских вокальных выкрутасов Джулиана. То есть The Strokes в очередной раз доказали, что если альбом не очень получается – а работа над “The New Abnormal” стартовала три с половиной года назад – то достаточно поработать в студии с отличным продюсером, и толковый альбом случится как бы сам собой. Да и что может быть лучше мэйнстрим-рокового альбома, лишённого музыкального протеста, текстовой нравоучительности и просто провоцирующего на вопрос: «А что вы такого делали для получения прекрасного результата?» Ответом же будет – «ничего такого не делали, он сам такой получился».
Рецензия первоначально опубликована на Web-сайте Soyuz.ru.
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •