Найти тему

Концепт обо всём, для всех и вовремя. Рецензия на альбом группы Nightwish “Human. :II: Nature.” (2020)

NIGHTWISH
“Human. :II: Nature.”
(Nuclear Blast)

Слушать альбом группы Nightwish “Human. :II: Nature.” на iTunes
Альбом группы Nightwish “Human. :II: Nature.” на Яндекс.Музыке

Пандемия короновируса – плохое время для поп- и рок-музыки: не говоря уж про отмены фестивалей и концертных туров, серьёзные переносы сроков издания альбомов следуют один за другим. Но есть и исключения: когда артист уже по-настоящему велик в мировом масштабе, его популярность может противостоять даже напастям планетарного размаха. Именно такая история приключилась с действительно долгожданным, в том числе благодаря разумной пиар-кампании издателя, девятым студийным альбомом финских мастеров симфо-метала Nightwish. Но дело не только в интересе издателей и реально существующем гигантском успехе группы: перед нами – не просто первая действительно концептуальная работа Nightwish за всю историю коллектива, но и второй её революционный альбом в смысле ухода от собственных клише.

Но лучше отвлечься и от коронавируса, и даже частично от мирового стадионного успеха Nightwish, и рассматривать альбом “Human. :II: Nature.” в рамках мирового музыкального процесса двух последних десятилетий. Что даже важнее, при этом не надо забывать собственно историю Nightwish как группы с широчайшей фэнской аудиторией – воистину, музыке группы клавишника и композитора Туомаса Холопайнена все народы и возрасты покорны. А раз так, то Туомас и его коллеги имеют полное право на смелые артистические шаги – но, как ни пафосно это звучит, предпринимаемые не ради собственного музыкального и финансового прогресса, но ради поднятия культурного, и даже, вероятно, мировоззренческого уровня своей слушательской аудитории. Причём если как следует вспомнить историю Nightwish, то можно понять, что маленькие шажки в подобном направлении делались группой на всех без исключения альбомах, но действительно «гигантских прыжков» в таком смысле на сегодняшний день всего два. “Human. :II: Nature.” – второй из них.

Видеоклип к пьесе "Noise"

Посему имеет смысл вспомнить, каким же был первый «гигантский прыжок» – им оказался дебют в составе Nightwish шведской вокалистки Аннеты Ользон “Dark Passion Play” (2007), на котором группа фактически родилась заново. В конце концов, причиной изгнания из команды своенравной дивы Тарьи Турунен был не только её комплект примадонны и скучноватые вокальные данные… Нет, Туомас прекрасно понимал, что с Тарьей его группа обречена на пусть звёздный, но застой. И потому – смена певицы и… лишение финансирования издателей. В это трудно поверить, но запись “Dark Passion Play”, обошедшуюся примерно в полмиллиона евро (!), музыканты и их менеджмент оплачивали из собственных карманов. Но такая самоуверенность стоила всех рисков – с тем удивительно музыкальным альбомом Nightwish перетянули на свою сторону всех тех, кто рассматривал группу просто как творцов несложных поп-металлических мини-опер. В результате за океаном на Nightwish даже начали навешивать ярлык прогрессив-металлистов. Сейчас история повторилась – Туомас не мог не понимать, что прекрасный коммерческий успех альбома “Endless Forms Most Beautiful” (2015), первой работы состава с голландской вокалисткой Флор Янсен (экс-ReVamp и After Forever) не очень-то соответствует уровню собственно музыкального материала. Понадобился новый решительный шаг – и он был сделан.

“Human. :II: Nature.” – это нередкий в дискографии групп с именем и «не-нишевой» популярностью, в который музыканты вкладывают все свои знания о музыке и все свои симпатии. Даже поверхностное знакомство с новинкой выдаёт подлинную страсть Туомаса-композитора к американской киномузыке и мюзиклу – на альбоме не сыскать привычных для группы монотонных «почти хитовых» пьес в усредненной стилистике металлизированного симфонически аранжированного европопа 80-х, напоминающих нашему слушателю о родной группе «Мираж». В числе источников вдохновения Туомаса сейчас нужно назвать также американский «большой» полусимфонический нью-эйдж в духе творений Дэвида Эркенстоуна конца 90-х – начала 2000-х годов и альбомы американского же проекта Trans-Siberian Orchestra, что более всего заметно в замыкающем песенную программу помпезном номере “Endlessness”. При таких неожиданных музыкальных параллелях как минимум пять первых пьес альбома скроены по единому лекалу – в них равным образом скомбинирован симфонический нью-эйдж пополам с киномузыкой, а также партии атмосферного фортепиано и очень аккуратное, по-другому не скажешь, пение Флор Янсен. В эту комбинацию очень хорошо вписываются самые общеупотребительные фолк-мелодии и очень уместные в таком контексте волынки и флейты Троя Донокли. Громкие же гитары и ритм-секция присутствуют там только эпизодически, но и до конца альбома (кроме уже упомянутого трека “Endlessness”) они опять же не выводятся в миксе на передний план. Очень интересно, как подобный материал будет исполняться группой на концертах… Выход за подобные пределы на альбоме, по сути, только один – мрачная мелодраматическая пьеса “Tribal”, построенная на в меру экзотических рисунках ритм-секции и несколько заполошном вокале Флор.

Текстовой видеоклип к пьесе "Endlessness"

Ну а что же концепция альбома, вынесенная нами в заголовок? Тут даже ни о чём не нужно догадываться – музыканты и их издатели рассказали всё заранее: “Human. :II: Nature.” повествует о взаимоотношении человека и сил природы, и даже шире – планеты Земли. Последние восемь номеров альбома – это «любовное послание к нашей планете» “All The Works Of Nature Which Adorn The World”, идеальный саундтрек для релаксации, к тому же изрядно расширяющий представления рядового слушателя об амбициях и композиторских способностях Туомаса. Конечно, попыток создать концептуальный альбом «про всё» не счесть – но одно дело, когда этим занимаются музыканты с культовой популярностью (вроде шведов Pain Of Salvation), и совсем другое, если за дело берётся группа, которую знают почти все. Вот в этом случае подобная гуманистическая концепция может быть донесена почти до каждого жителя Земли. Воистину, новейшая работа Nightwish не только расширяет горизонты познания её поклонников, но и просто является очень смелой и необычной записью прежде всего с чисто музыкальной точки зрения. Можно надеяться, что любителей называть Nightwish «симфо-металлической группой» сейчас сильно поубавится, поскольку “Human. :II: Nature.” – это редкий образец умного рок-мэйнстрима без конкретной географической и стилистической привязки. А самого Туомаса и его команду можно только поздравить с тем, что они записали один из своих несомненно лучших альбомов (и уж точно самый разнообразный) за всю карьеру, попутно задав реально труднодостижимый стандарт для массы последователей.

Рецензия первоначально опубликована на Web-сайте Soyuz.ru.

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •