NINE INCH NAILS
Ghosts V: Together / Ghosts VI: Locusts (The Null)
Слушать альбом группы Nine Inch Nails “Ghosts V: Together” на iTunes
Альбом группы Nine Inch Nails “Ghosts V: Together” на Яндекс.Музыке
Слушать альбом группы Nine Inch Nails “Ghosts VI: Locusts” на iTunes Альбом группы Nine Inch Nails “Ghosts VI: Locusts” на Яндекс.Музыке
Когда артист обретает статус звезды, то уже не имеет значения, какая музыка будет представлена на его альбомах, тем более для его поклонников. А раз звезда – то и далеко не поклонники обратят на новый материал внимание, и публикации о новой музыке во вполне мэйнстримовых СМИ будут наличествовать. Поскольку лидер одних из ярчайших первопроходцев американского поп-индастриала Nine Inch Nails Трент Резнор пребывает в звёздном статусе с 1994 года, он может продавать как минимум своим соотечественникам какие угодно звуки и созвучия. А что вы хотите – звезда той музыки, которую в широких слушательских массах называют «электронной»!
А дело-то не только в статусе: ключевое понятие, определившее успех Трента и Nine Inch Nails – «электронная музыка». С самого своего рождения в конце 60-х электронная музыка или всё, что понималось под ней, от аранжировок мировой классики для клавишного синтезатора до технологичного, но мелодически примитивного электронного диско Джорджио Мородера, не говоря уж о техно или эмбиенте, автоматически считалась искусством для умных. Почему так – очевидно, по причине интуитивного восхищения человека новыми технологиями и сложности электронной схемотехники для рядового обывателя. Очень приятно осознавать себя персонажем из какого-то непонятного будущего, примерно из XXV–XXVII веков, внимая музыке, созданной и записанной без единого акустического инструмента. Какими будут эти инструменты, от справляющего в этом году вековой юбилей терменвокса до ультрасовременных клавишных рабочих станций производства всемирно признанных брендов – вообще неважно. По существу, уже к середине 70-х годов практически безо всякой помощи шоу-бизнеса в головах самой широкой аудитории сложилось интересное уравнение, к действительности имеющее мало отношение к действительности, но мощное до необычайности: электронная музыка означает необычайный ум её слушателей.
Сделать слушателю вот такой огромный комплимент – это всегда ко времени, но ещё уместнее было сделать его в 1994 году, когда Nine Inch Nails со своим вторым альбомом “The Downward Spiral” объяснили заокеанскому слушателю, что на смену гранжу идут другие звуки – и не обязательно гитарные. То есть и гитарные тоже, но обработанные электроникой до полной непохожести на что-либо… Конечно, не одной Америке и только Трент Резнор и его коллеги показали, что электронная музыка может быть злой и актуальной, но именно они стали исполнять подобный материал с расчетом на широчайшую аудиторию. Всё последующее – плоды медиа-взаимодействий группы с аудиторией, в том числе и высочайший статус Nine Inch Nails во всём мире, нисколько не умалившийся до сих пор.
Но статус – это одно, а музыкальный прогресс Nine Inch Nails – совсем другое. Как показал последний альбом группы “Bad Witch” (2018), Nine Inch Nails, сократившиеся ныне до дуэта Трента и мультиинсрументалиста Эттикуса Росса, стали крайне минималистичным и мизантропичным составом, в музыке которого кое-где ещё проскакивают рок-н-ролльные ритмические идиомы, но по части настроений – там тьма кромешная. Что не мешает, конечно, Тренту, как и любому серьёзному электронному музыканту, хранить в своих архивах немало рабочих вариантов финальных треков и просто набросков к ним. В нужный момент их всегда можно обнародовать, приподняв, пафосно выражаясь, занавес над секретами своей творческой мастерской. Что Nine Inch Nails сейчас и проделали во второй раз за свою карьеру.
«Музыка – неважно, слушаете ли вы её, думаете о ней или создаёте её – всегда помогает нам справиться с любыми обстоятельствами, хорошими или плохими». Так Трент и Эттикус объяснили причину совершенно неожиданного явления на свет бесплатных цифровых альбомов “Ghosts V: Together” и “Ghosts VI: Locusts” – понятно, что речь идёт о нынешней пандемии короновируса. Обе этих работы стали продолжением аналогичного инструментального сборника “Ghosts I–IV” (2008), представившего 36 нумерованных треков, изначально являвшихся набросками и рабочими версиями к альбому “Year Zero” (2007). В смысле концепции две новых части “Ghosts”от предшественника не отличаются ничем: это материал, из которого изгнаны даже малейшие ритмические намёки на дарк-электро – именно таким, не самым подходящим, термином заокеанские эксперты величают современное творчество Nine Inch Nails. Строго говоря, перед нами 23 трека, безупречно выдержанных в стилистике мрачного эмбиента – восемь на “Ghosts V…” и 15 на “Ghosts VI…”. Вечно сомневающиеся могут спросить – а зачем было делить программу на два альбома? Вероятно, точный ответ знает только Трент, но и мы по первому же знакомству с материалом можем сделать выводы: на “…Together” представлены звучащие как саундтрек к неснятому фильму тревожные «звуковые ландшафты» без особого музыкального развития, но в “…Locusts” картина совершенно иная. Конкретно говоря, на нём Трент ударился в минималистическую условно фортепианную музыку, где драматизм определяется не только избранным сэмплом синтезатора, но именно игрой исполнителя как пианиста. Интересно, что большинство пьес “…Locusts” обнаруживают изрядное сходство с полуавангардным условно джазовым материалом, издаваемым знатной немецкой фирмой ECM, девиз которой гласит: “ECM: next sound to silence” («ECM – ближайший звук к тишине»). Пьесы с “…Locusts” с чудесными названиями вроде “The Cursed Clock” или “Another Crashed Car” и вправду обладают известным зарядом внутреннего позитивизма, на который так надеется в своих немалословных комментариях к релизу Трент Резнор. Примечательно, что музыкант всячески напирает на позитивность именно данного альбома и на его нужность слушателю в наше «смутное время». Всё верно, не смурные же звуки с “…Together” ради оптимизма слушать. И, хотя подобные эмбиентные альбомы из ауттэйков основных записей не то что шедеврами, но и необходимыми дополнениями к дискографии Nine Inch Nails назвать очень сложно, альтруизм Трента не может не обрадовать. Пара дармовых альбомов от несомненной звезды – всем бы так нынче поступать.
Рецензия первоначально опубликована на Web-сайте Soyuz.ru.
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •