В провинции Инаба [ныне префектура Тоттори] есть буддийский храм Кокурюдзи. И вот как-то раз настоятель этого храма решил заказать статую лысого бодхисаттвы Дзидзо.
Но только пригласил он бригаду скульпторов, не успел обсудить ни проект, ни вознаграждение, как случилась у него семейная беда — жена сбежала с каким-то проходимцем. Настоятель с горя всё позабыл, бросил дела и уехал искать свою пропажу. А все хозяйственные вопросы достались храмовому служке.
Тот решил все-таки делать статую, нашел материал, позаботился о питании скульпторов, как мог утвердил проект (учитывая скромность собственных финансов). Статуя вскоре была готова, конечно, простенькая, из голого дерева — ни на лаки, ни на позолоту средств не хватило.
И вдруг этот служка скоропостижно умер. Жена, дети и близкие горько оплакивали служку и долго не могли завершить прощание.
На шестой день в час овцы [где-то между 13:00 и 15:00] гроб с покойным зашевелился. Многие присутствующие в страхе разбежались, а жена отодвинула крышку гроба. Служка сел в гробу и жестами попросил выпить. Ему налили и он через какое-то время пришел в себя и начал рассказ:
Был я дома и вдруг снаружи раздался дикий вой и показались сполохи неземного синего пламени. В дом вошли два беса: «Грешник Такой-то? Пройдемте!». Я попытался встать, а они подскочили ко мне, вывернули руки и вывели из дома.
Во дворе стояла чертова колесница и в ней ждал старший бес:
— Ну как?
— Взяли тепленьким!
Я спросил у старшего, куда меня забирают, тот устало ответил: «Известно куда: сперва в участок, потом суд и ад».
Поехали мы с адским воем и синим пламенем. Выехали в пустое голое поле, а среди него стоит фигура в белой форме и жестами приказывает остановиться. Подъехали мы к нему. Тот представился: «Бодхисаттва Дзидзо. Вы взяли моего человека. Он работал на меня, ставил мне статую в Кокурюдзи-Инаба. Его следует немедленно отпустить!»
Бесы взяли под козырек и стали обращаться очень вежливо: «Братан, что ж ты сразу не сказал, что работаешь на Дзидзо?». Извинились, что не могут меня доставить обратно: «Понимаешь, у нас разнарядка еще на сорок грешников, если мы план не сдадим, командир нам хвосты накрутит!» — но любезно объяснили дорогу.
После этого жена и дети воскресшего оплатили лаки и позолоту для статуи Дзидзо. Она и сейчас стоит в храме.
/Вольный пересказ из «Рассказов из Удзи» (Удзи-сюи моногатари), XIII в.; Свиток III, история 13./