СОБАКИ МОГУТ СПОСОБСТВОВАТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
Исследование, опубликованное в журнале Pediatric Research, показывает, что маленькие дети, растущие в семьях с собаками, демонстрируют лучшее социальное и эмоциональное развитие, чем в семьях без собак.
Команда исследователей из Университета Западной Австралии и Австралийского научно-исследовательского медицинского института (Telethon Kids Institute) обработала данные опросов 1646 семей, включающих детей от двух до пяти лет. Исследователи обнаружили, что дети из семей, содержащих собак, на 23% реже испытывают трудности с эмоциональными и социальными взаимодействиями по сравнению с детьми, у которых нет собак. Учитывались такие аспекты, как возраст детей, пол, гигиена сна, уровень образованности родителей и длительность нахождения у экранов телевизоров и гаджетов. Дети из семей с собаками были на 30% менее предрасположены к антисоциальному поведению, на 40% реже сталкивались с проблемами при общении с другими детьми и на 34% более склонны к тактичному поведению, например — делиться чем-либо.
Автор исследования доцент Хейли Кристиан рассказала: «Хоть мы и ожидали, что наличие собаки влияет на благополучие маленьких детей, однако нас весьма удивил тот факт, что простое присутствие собаки в семье было связано со многими позитивными особенностями поведения и эмоциями».
Среди детей из семей с собаками те, кто присоединялся к прогулкам хотя бы раз в неделю, на 36% реже имели проблемы с эмоциональным и социальным развитием, чем те, кто гулял с собакой меньше раза в неделю. А также дети, играющие со своими собаками 3 раза в неделю, были на 74% более предрасположены к тактичному поведению, чем те, кто играл реже.
Доцент Хейли Кристиан отметила: «Наши исследования говорят о том, что взаимоотношения с собаками могут улучшать развитие и общее благополучие детей, и мы предполагаем, что это может быть связано с привязанностью между детьми и собаками. Крепкие взаимоотношения между детьми и их питомцами могут выражаться в количестве времени, проведённого за игрой, и совместными прогулками, и это также может способствовать социальному и эмоциональному развитию».
Чтобы оценить социальное и эмоциональное развитие детей и его возможную связь с наличием в доме собаки, авторы проанализировали данные, собранные в период с 2015 по 2018 год в рамках исследования игровых площадок и мест детской физической активности. В ходе исследования родители детей в возрасте от двух до пяти лет заполняли анкеты, оценивающие физическую активность детей и их социально-эмоциональное развитие. Среди 1646 семей у 686 (42%) были собаки.
Авторы уточняют, что из за наблюдательного характера исследования они не могли отследить механизм, по которому взаимоотношения с собаками влияли на развитие маленьких детей, или выявить причинно-следственную связь. Будущие исследования должны оценить влияние различных видов домашних животных на развитие детей.