Современные программные продукты становятся всё сложнее. Порой настолько, что разобраться в них простому пользователю бывает весьма затруднительно. И тут на помощь может прийти онбординг.
Онбординг (onboarding) – это процесс ознакомления клиента с предлагаемым вами продуктом. Это отличный способ объяснить, в чем заключаются его преимущества, показать возможности, позволить быстрее вникнуть в суть дела. Это отличное решение для saas-приложений и сайтов.
Не следует надеяться, что пользователи будут сидеть и разбираться во всём сами. Большинство из них, встретив достаточно сложный интерфейс, решают просто поискать какую-либо альтернативу, вместо того, чтобы вникать во всякие там тонкости. Как показывает статистика, именно так и поступают порядка 2/3 пользователей. Оно и понятно, ведь сервисов сегодня существует множество, а времени постоянно не хватает.
Используя же онбординг, вы можете сразу же «показать товар лицом», обратив внимание пользователя на основные «фишки» вашей разработки. Да и просто рассказать что к чему, продемонстрировать, как с помощью вашего сервиса можно решить поставленные задачи. Благодаря онбордингу пользователь быстрее вовлекается в продукт, что снижает риск его ухода к конкурентам.
Наиболее распространённый вариант онбордига – это когда пользователю после регистрации демонстрируется несколько ознакомительных страниц, показывающих основные возможности приложения, доступные функции. Данный вариант используется сегодня практически повсеместно, благодаря исключительной простоте реализации. Но он недостаточно гибок и предлагает довольно много информации за один раз, что может вызвать трудности с её запоминанием. Не удивительно, что разработчики постоянно стремятся создавать всё новые и более интересные варианты онбординга, нередко сочетая их вместе.
Не менее распространён вариант, когда зарегистрировавшийся пользователь сразу же получает письмо с кратким описанием сервиса и ссылками на полезные страницы. Впоследствии можно периодически производить рассылки с полезной информацией (главное, чтобы она была действительно полезной, а писем не было бы слишком много).
Ну и конечно же, к онбордингу относятся всевозможные всплывающие подсказки, появляющиеся при наведении курсора мыши на отдельные элементы сервиса. И разнообразные обучающие видео, доступ к которым пользователь может получить в нужный ему момент. Нередко онбординг имеет элементы геймификации. Можно привести и другие примеры.
На самом деле нельзя сказать, какой из вариантов лучше. Выбор зависит исключительно от возможностей разработчиков сервиса, их пожеланий. Да и самого сервиса тоже, ведь то, что идеально в одном случае, может совершенно не подходить для другого. Для выбора подходящего варианта (или даже вариантов) онбординга требуется провести специальное исследование, нужно хорошо понимать свою аудиторию. Внедрение всего и сразу – это плохая идея. Но вообще полный отказ от онбординга может быть ещё хуже.